Про таких людей говорят: «подарок судьбы». К ним относятся ласково и требовательно: вдруг не оправдают надежд? Или, не дай бог, сфальшивят в главном — в творчестве. А они — такие люди — словно и не понимают, какую ответственность взвалили себе на плечи, не отдают себе отчет, что должны, беречь свое время, свой талант... Ни о чем подобном они не думают, потому что обладают редким и незаменимым даром истинного художника и поэта — душевной щедростью. Ее-то и воспринимают жадно толпящиеся в мастерской люди. Не чувствуют, что мешают, приходят, как к костру, согреться. А он поет песни, а он показывает старинные книги, ставит пластинку, улыбается, слушает, прищурившись. Вокруг на полках — самовары, коллекция ключей, прялки, граммофон...
Потом он работает. Колдует над своими загадочными кольцами, браслетами, брошами. Или всматривается в прожилки камней. Сколько трепета, тепла, легенд таят в себе камни! И как будто новая легенда рождается в каждой его работе — будь то скромный, узкий серебряный браслете бирюзой или узорчатый, сложный по исполнению и композиции гарнитур — серьги и кольцо. Он работает, как живет: щедро и безоглядно вкладывая душу в каждую свою вещь. Потом, когда «вещи уходят» к своим владельцам или на выставки, они хранят его искрящееся, неповторимое, радостное ощущение мира — память о любимых им закатах, о северных деревнях, о сказочных добрых зверях русской старины.
Он не любит говорить о мастерстве. Потому что «все может делать из железа». Потому что с детства приучен все делать без халтуры. Вот почему он ставит на внутренней стороне любой своей вещи клеймо — лилию, как личное клеймо рабочего.
Следуя традициям, Александр Петров, окончивший Абрамцевское училище прикладного искусства, так же, как и его коллеги — гончары, чеканщики, кружевницы, — выполняет два требования: уважает свою профессию и владеет всеми секретами своего ремесла.
В чем истинное назначение любого искусства? Помогать жить? Украшать жизнь? Пробуждать страсть к добру? Или приобщать и искусству — что может быть искреннее и увлекательнее подобного желания?
Искусный умелец Саша Петров придумывает свои фантастические картины, расписывает стены смешными и гибкими львами, согревает теплом своего сердца и сиянием таланта изящные «безделушки» для женщин, украшает повседневную жизнь. И пусть его работы никогда не будут ни предметом роскоши, ни бесценными экспонатами выставки, они навсегда останутся неповторимы и необходимы, как чистый воздух, как раздолье полей. Как настоящее, высокое искусство.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.