Влияние коллектива наталкивается на пассивность, сопротивление молодого рабочего. И тут, как мы увидим, помощь ровесников помогает мало.
Вот, например, выписка из отзыва о работе выпускницы одного из профессиональных училищ Ленинграда:
«Тамара Желтова пришла на завод токарем IV разряда. Работает добросовестно, но творчества не проявляет. Ставили ее и на более сложные заказы с тем, чтобы заинтересовать содержанием работы, не помогло. Перевели на простые заказы, но и там Тамара плохо справлялась с нормами выработки. Заработки были ниже средних.
Тамара — воспитанница детского дома. Так сложились обстоятельства, что в училище она стала обучаться профессии токаря. Мы попробовали перевести ее с токарного станка на сверлильный, чтобы заинтересовать другой специальностью. Когда товарищи по бригаде стараются ей помочь, девушка эту помощь воспринимает болезненно.
По-прежнему к специальности и делам коллектива Тамара относится отрицательно».
Это пишет старший мастер Фоменков, который на Кировском заводе считается умелым воспитателем молодежи. К его словам надо бы прислушаться. «Когда товарищи по бригаде стараются помочь, девушка эту помощь воспринимает болезненно» — вот что он пишет! К Тамаре Желтовой нужен особый подход, особое внимание. Надо быть опытным мастером педагогики, чтобы постепенно растопить лед.
Большие трудности приходится преодолевать коллективу, когда в его среду попадает новичок, который не хочет считаться с товарищами, плохо относится к труду и трудовому коллективу.
Преодоление такой позиции только силами комсомольской организации невозможно, здесь не обойтись без помощи кадровых рабочих и ветеранов труда.
Вот что пишет о себе один из молодых рабочих:
«Вначале, когда я пришел работать в цех после окончания училища, у меня страдала дисциплина. Меня часто пробирали на рабочих собраниях. Сейчас я понял, что труд есть труд и он обязателен для каждого. Нельзя идти загорать на залив, когда твоя смена работает. Вроде бы товарищи мне поверили, и мне не хочется их подводить. Мое основное желание — поступить в вуз. Хочется повысить свою производственную квалификацию на заводе».
Как показала жизнь, активная борьба за личность молодого рабочего закончилась для коллектива успешно. Он начал учиться и хорошо работать, затем уже в новом качестве, обогащенный опытом и знаниями, был назначен инженером на том же заводе.
Рассказывая все это, я хочу предостеречь комсомольские организации от упования только на свои силы: когда новичку нужна помощь, зовите на подмогу всех. Каждый раз, когда коллективу приходится сталкиваться с молодым рабочим, отрицательно относящимся к заводу и к заводскому труду, приходится разрабатывать целую систему педагогических мер, чтобы воздействие на новичка было результативным. И здесь менее, чем когда-либо, надо давить на него авторитетом комсомольских собраний. Это может вызвать иногда противодействие. Наилучший результат в этих случаях приносит индивидуальная работа кадровых рабочих, ветеранов труда, пользующихся наибольшим доверием и уважением в коллективе.
Но не исключено, что новичку придется столкнуться и с иным отношением к себе. Бюрократизм и волокита при рассмотрении рационализаторского предложения молодого рабочего, отказ в квалифицированной технической помощи, невнимание к нуждам новичка — изредка бывает и так.
И здесь комсомольской организации приходится думать не столько о влиянии на новичка, сколько о влиянии на стиль отношении, сложившихся в коллективе.
Константин Васильев — электросварщик, окончил в Ленинграде техническое училище и пришел на Кировский завод. Он любил профессию, но был неопытным в своем деле рабочим.
«Я слабо разбирался в новейшей сварочной аппаратуре, — вспоминает Васильев. — А мой сменщик вместо того, чтобы помочь мне быстрее освоиться с производством, оставлял аппарат специально в неисправном состоянии. Отвернет, бывало, какую-нибудь гайку, а я полсмены мучаюсь, чтобы понять причины поломки. Видно, такой метод «учебы», взятый из старины, решил применить для развития моей самостоятельности старый производственник».
Васильев не изменил своего отношения к производству, он в совершенстве овладел новым оборудованием и начал активно пробовать свои силы в техническом творчестве. Через некоторое время он внес существенное рацпредложение, которое дало больше двух тысяч рублей экономии в год и получило признание среди сварщиков высокой квалификации.
Впоследствии Васильев создал приспособление, которое заменило ручной труд в газосварке автоматом. Эффект от этого приспособления был значительным. Первые пробы показали, что вместо 3 деталей за смену можно сварить 10 — 12, себестоимость детали сократилась втрое.
И снова перед Васильевым встали трудности. Кое-кто пытался остудить пыл молодого рабочего. Четыре месяца комсомолец вел борьбу за свое изобретение. Кончилась она полной победой Васильева и комсомольской организации цеха: созданная авторитетная комиссия проверила эффективность устройства, и конструкция получила наконец полное признание.
Нетрудно заметить, что вместе с этим закончилась и полная адаптация Васильева в коллективе цеха. Однако комсомольская организация вела здесь борьбу не просто за Васильева, а вместе с ним, против недостатков в работе производственного коллектива.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.