На орбите грядущего

М Ребров| опубликовано в номере №1057, июнь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

«...Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды».

А. Н. Радищев

Человек неудержимо стремится в космос, мечтает о полетах, которые будут длиться месяцы и годы. Но для этого ему надо очень многое знать и уметь: знать о космосе и о себе, уметь строить корабли и космические станции, научиться соединять воедино достижения многих наук и технические средства, рожденные в бурный век общего прогресса.

Ракеты, способные выводить за пределы Земли огромные грузы, корабли, обеспечивающие нормальные условия для жизни и работы экипажа, радиотехнические и координационно-вычислительные комплексы для связи и управления, научные приборы и системы, собирающие и обрабатывающие информацию о происходящем на борту «звездолета» и в самом космическом пространстве, — вот лишь краткий перечень того, что потребовалось человеку в его порыве познать тайны Земли и неба.

Неполных четырнадцать лет насчитывает космическая эра. Более тысячи летательных аппаратов — автоматических и пилотируемых стартовали за эти годы с космодромов планеты, и каждый из них ставил своей целью решение конкретных научно-технических задач. И если первые шаги на этом пути были лишь пробой сил, то апрель 1961 года вошел в историю осуществления самого дерзновенного замысла: человек облетел свою родную планету, взглянул на нее со стороны, ответил на многие вопросы, которые волновали землян на протяжении столетий.

В 60-е годы нашего века определился главный и магистральный путь штурма космоса — создание длительно действующих орбитальных станций и сооружений, своего рода обитаемых научных лабораторий на орбите, «эфирных поселений», как назвал их К. Э. Циолковский.

Мечты Циолковского уже начали сбываться. Человек научился маневрировать над планетой, стыковать летящие корабли, осуществлять переход из корабля в корабль, длительное время работать в космосе...

Освоение космоса — стратегия дальнего прицела. В Советском Союзе уже в течение ряда лет проводится планомерная поэтапная отработка задач, предшествующих созданию орбитальных станций. Достаточно вспомнить о полетах спутников серии «Космос», «Союз -3», пилотируемого Г. Береговым, и беспилотного корабля «Союз-2», кораблей «Союз-4» и «Союз-5», пилотируемых В. Шаталовым и Б. Волыновым с Е. Хруновым и А. Елисеевым на борту, групповой полет «Союза-6», «Союза-7» и «Союза-8», во время которого семь космонавтов одновременно проводили в космосе научные и технические эксперименты, широкое маневрирование, отработку ручного управления и взаимодействия между кораблями и наземным командно-измерительным комплексом; длительный рейс А. Николаева и В. Севастьянова на «Союзе-9».

Новым шагом в решении проблем орбитальных полетов, новым звеном в цепи подготовки к созданию «эфирных поселений» стал совместный эксперимент пилотируемого корабля «Союз-10» и орбитальной научной станции «Салют».

Недолгим по продолжительности был этот этапный полет, но он позволил экипажу в составе опытного пилота-космонавта В. Шаталова, бортинженера А. Елисеева и инженера-испытателя Н. Рукавишникова провести комплекс исследований по проверке работоспособности усовершенствованных систем взаимного поиска, причаливания, стыковки и расстыковки корабля и автоматической станции. Испытания и исследования прошли успешно. Выполнив заданную программу, космонавты возвратились на Землю, эксперименты с научной станцией «Салют» продолжаются.

«Новый этап в освоении космического пространства, — сказано в приветствии Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР ученым, конструкторам, инженерам, техникам и рабочим, всем коллективам и организациям, участвовавшим в подготовке и осуществлении орбитального полета космического корабля «Союз-10», — программа работы орбитальной научной станции «Салют» начала осуществляться в год XXIV съезда Коммунистической партии Советского Союза». Это знаменательный факт, ибо в документах съезда намечена широкая программа космических исследований.

Создание орбитальных станций с персоналом на борту и длительно действующих во внеземном пространстве — одна из не только важных, но и сложных задач космонавтики. Ее решение потребует многих усилий, этапных исследований и испытаний.

Орбитальные станции, оснащенные комплексом научно-исследовательской аппаратуры, которой будут управлять представители различных профессий, обеспечат непрерывное и регулярное получение данных в области космической физики, астрономии, метеорологии, биологических наук, геодезии, навигации, картографирования...

Естественно, этот перечень далеко не исчерпывает возможностей космических лабораторий для народного хозяйства, для науки, для снаряжения в будущем экспедиций в дальние межпланетные путешествия. Но уже сейчас очевидно, что «эфирные поселения» позволят, синоптикам следить за погодой в глобальном масштабе и составлять более точные долгосрочные прогнозы; труженики лесов и полей смогут фиксировать очаги лесных пожаров и участки посевов, зараженные вредителями; магнитную съемку можно будет производить гораздо быстрее и над значительно большей территорией; специалисты службы Солнца смогут подробнее изучить наше дневное светило и научатся предсказывать его «буйства»; океанологи займутся проблемами изучения Мирового океана, получат исчерпывающие представления о водных ресурсах планеты; технологи и химики используют условия космоса для производства новых материалов и выращивания кристаллов. Словом, орбитальные станции — это «пирог» для всех.

Так будет. В решении этих проблем — эффективность многих поисков, вслед за которыми, несомненно, последуют и новые открытия. А пока — отработка того, что нам потребуется на этом пути. Исчерпывающие испытательные работы позволят создать бортовые системы орбитальных станций, отличающиеся простотой и высокой надежностью, а также имеющие такие характеристики, которые сделают их универсальным инструментом в руках космонавтов-исследователей.

Человеку предстоит много работы в космосе. Скоро, вероятно, и в программных курсах институтов появятся такие дисциплины, как космическая агрономия, космическая химия, космическая геология и другие. Ведь уже сегодня астрономия превращается из науки наблюдателей в науку практиков-экспериментаторов. А космическая радио- и телевизионная связь и метеорология бурно развиваются. Но какой бы ни была деятельность людей в межпланетном пространстве, она всегда будет направлена к единой цели — сделать жизнь человека на Земле еще более прекрасной.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены