Хорхе дель Прадо родился на юге Перу, во втором по величине городе страны — Арекипе, в семье адвоката, который занялся политикой, стал сенатором, а потом префектом в Лиме и Арекипе. Отец придерживался либеральных и антиклерикальных взглядов, но к концу жизни все больше становился консерватором. Мать же, напротив, сначала была ревностной католичкой, а потом, много позже, разделила коммунистические убеждения сына.
На всю жизнь сохранил Хорхе дель Прадо одно воспоминание детских лет. Ему шел восьмой год, он учился в школе первой ступени. На каникулы мальчика увозили в деревню. Как-то раз неподалеку от дома, где он жил, улегся на дорогу осел с поклажей. Погонщик, ровесник Хорхе, безуспешно пытался поднять упрямое животное. Появился помещик, хозяин мальчика и осла, и принялся стегать обоих кнутом. Видно, паренек привык к побоям: он даже не плакал, а только съеживался под ударами и все тянул, тянул осла. А другой, хорошо одетый и сытый мальчик, с испугом наблюдавший за всем этим, на миг представил себя в роли погонщика и тут же с невольным облегчением подумал, что на него, сына «сеньора эль сенадора», никто не посмеет поднять руку. И еще не протест, а детское недоумение перед непонятным ему неравенством, смутное ощущение несправедливости возникли тогда у него.
Отец умер сравнительно рано, оставив небольшое наследство, которое быстро растаяло в богемной жизни старшего брата. Денег на учебу не было, поступить на работу тоже оказалось невозможным: подошли годы экономического кризиса, и Хорхе дель Прадо идет в армию. Идеи протеста и борьбы проникали и в военную среду, в армейской школе была группа молодежи анархистского толка, и Хорхе дель Прадо примкнул к ней. Там же, в школе, ему попал в руки перевод книги В. И. Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский». Знакомство с ленинским трудом хотя и не свернуло Хорхе дель Прадо с анархистских позиций, но оставило глубокий след в памяти.
Вскоре он покидает военную школу и приезжает в отцовский дом, в Арекипу. Будучи весьма способным к живописи, дель Прадо присоединяется к группе местных художников, которые под влиянием мексиканских «муралистов» создавали большие настенные панно социального содержания. Они писали эти панно на деревянных щитах, которые сами же носили по городу. Одновременно молодой художник углубился в чтение богатой отцовской библиотеки, где были и книги В. И. Ленина. Идеи марксизма все больше овладевали им и все более открыто проявлялись в творчестве Хорхе дель Прадо и его друзей. Однажды, когда они несли по улицам новое панно, полиция арестовала их и доставила к префекту. Тот весьма грубо обошелся с задержанными, дель Прадо вспылил, сказал какую-то дерзость — и получил месяц тюрьмы. Так началась его дорога борьбы.
В то время на страницах левого журнала «Амауте» шла полемика между марксистом Мариатеги и ревизионистом Айя делла Торре. В споре о том, что нужно создавать — партию рабочего класса или некий надклассовый союз, дель Прадо и его товарищи без колебаний встали на сторону Мариатеги. В 1929 году они вступили в только что созданную компартию и сформировали арекипский областной комитет. Вскоре по поручению товарищей Хорхе дель Прадо выехал в Лиму, где ему, как самому молодому, поручили работу с молодежью — он стал первым генсеком перуанского комсомола.
Засиживаться в столице не приходилось: наступили годы мирового экономического кризиса, развертывалась борьба рабочих за свои права, вспыхнула большая забастовка на медных, свинцовых и цинковых рудниках — и Хорхе дель Прадо едет представителем партии к стачечникам. Там, в Морокоче и окрестностях, под его руководством возникают десять профсоюзов, положивших начало профсоюзной федерации горняков Перу.
В разгар этих событий умирает основатель компартии Мариатеги. А еще через несколько месяцев, в августе 1930 года, к власти в стране пришла военно-гражданская хунта, сразу же начавшая жестокие репрессии против трудящихся. В Морокоче горняки ответили на это самой большой в стране всеобщей забастовкой. Полиция арестовала ее руководителей, в том числе и Хорхе дель Прадо. Рабочие рудников повторили стачку, которая переросла в восстание: они заняли полицейские казармы и захватили администрацию, предложив правительству обменять чиновников на руководителей забастовки. Волнения грозили распространиться на всю страну, и даже послы Англии и США вынуждены были оказать давление на хунту. Хорхе дель Прадо и его товарищей освободили. Но когда колонна рабочих вышла встречать их, появились войска, открывшие огонь. Хунта немедленно распустила профсоюзы, ввела осадное положение. Революционное движение пролетариата не получило поддержки у крестьянства и было подавлено. Дель Прадо и другие рабочие руководители вновь были брошены в тюрьмы. Двое товарищей Хорхе умерли в полицейских застенках, сам он заболел острой формой ревматизма, и только молодость и природное здоровье помогли ему выжить. Но впереди его ждали еще более тяжкие испытания. Группу коммунистов отправили в глубину тропического леса — сельвы, в концлагерь, который для пущего издевательства назывался «Матерь божья». В этих гиблых местах дель. Прадо провел два года и сумел бежать оттуда вместе с тридцатью другими заключенными. Четыре месяца они шли через лесной тропический океан, терпя голод, спасаясь от диких зверей, ядовитых змей и насекомых. Трое погибли в пути, многие заболели, но наконец была пересечена боливийская граница. Оттуда — в Бразилию, и дальним кружным путем нелегальное возвращение в Перу.
Начались годы подполья. Работа осложнялась и тем, что руководство партией захватила группа ренегатов. Партия была еще плохо организованной, не проводилось ни съездов, ни выборов. В 1937 году Хорхе дель Прадо, работавший секретарем областного комитета партии в Куско, формирует там группу добровольцев для помощи республиканской Испании, а сам вновь оказывается в тюрьме. На свободу он выходит лишь в 1942 году и сразу же включается в борьбу против предателей в партийном руководстве, которые, в частности, пытались изобразить героическую борьбу советского народа с фашистскими захватчиками лишь внутренним делом СССР. Однако подавляющее большинство членов компартии требовали начать широкую кампанию в стране за оказание моральной и материальной поддержки советским людям. В итоге эта борьба привела к исключению ренегатов из партии.
Только в марте 1942 года, спустя 12 лет после смерти Мариатеги, был созван подготовленный им в свое время I съезд Перуанской коммунистической партии. Он проходил в Лиме в полулегальной обстановке, и хотя программа и устав были еще несовершенными, все же удалось избрать демократическим путем Центральный Комитет, генеральным секретарем которого стал рабочий Хорхе Акоста, и определить будущую политическую линию. Хорхе дель Прадо занял пост секретаря по организационным вопросам. С этого времени началась новая полоса в работе перуанских коммунистов.
II съезд проходил в 1946 году уже легально, поскольку у власти в стране находилось либеральное правительство. Но III съезд вновь собрался в подполье: в Перу господствовала новая военная хунта, и компартия опять была запрещена. Нелегально работал и IV съезд в 1962 году. Все эти годы Хорхе дель Прадо, как и многие его товарищи, был то в тюрьме, то в изгнании, то в Лесных концлагерях, то в глубоком подполье. В 1966 году пленум ЦК избрал его генеральным секретарем, а V съезд партии, собравшийся в 1969 году уже вполне легально, после прихода к власти хунты генерала Веласко Альварадо, подтвердил это избрание.
Компартия не сразу определила свое отношение к новому военному правительству Перу. Первое время прошло в настороженном ожидании: раньше перевороты всегда сопровождались репрессиями против прогрессивных сил и прежде всего — коммунистов. Но как только стало ясно, что хунта генерала Альварадо вступает на путь борьбы против всевластия североамериканских монополий, за утверждение национальной экономики, за независимость политики, компартия заявила о своей поддержке решительных шагов правительства в этом направлении. Можно было предвидеть: если новые власти будут руководствоваться интересами народа и страны, они неизбежно придут к реформам, которых требует программа коммунистов. Такие надежды уже оправдываются. И национализация имущества «Интернейшнл Петролеум компани», и закрепление за национальной экономикой производства рыбной муки (Перу — первый в мире ее производитель), и аграрная реформа в деревне, и контроль над ценами на предметы первой необходимости, и возвращение к бесплатному обучению в школах — все эти меры, проводимые правительством Альварадо, диктуются развитием экономики страны, и за осуществление их всегда боролась компартия.
Растут влияние и роль Перуанской коммунистической партии. Но, хотя она вышла из подполья и работает легально, борьба, упорная и непрестанная, продолжается. Борьба против империализма и реакции, против антикоммунистических сил в стране, против авантюр левых экстремистов.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.