человек мыслящий. Этот новый человек, пришедший сегодня в большой спорт, способен видеть его не только «изнутри», но и извне. Вот почему он сегодня не отмахивается от поставленных перед ним вопросов, напротив, сам ищет ответы на многие из них. Ибо не только от конкретных, непосредственно связанных с его спортивной деятельностью вопросов, но и от более общих, так сказать, «теоретических» проблем зависит его «спортивный облик».
Этот наметившийся в последние годы интеллектуализм (черта, еще сравнительно недавно служившая неисчерпаемой темой для юмористов) мне кажется одной из самых характерных особенностей сегодняшнего большого спорта.
Вот почему, отвечая на вопрос: что есть спорт сегодня? – я бы ответила, что сегодня большой спорт – это не только сила и ловкость.
Это еще и мысль. И красота.
Вот о чем подумалось: новый характер спорта и новая личность в нем создали в последнее время совершенно иные отношения между спортсменами и болельщиками. Послушайте страстные споры вокруг крупного внутрисоюзного или международного соревнования. Волнует не только сам акт победы или поражения. Страстные споры ведутся вокруг тактики и стратегии только что закончившейся борьбы. Сегодня важно (и для спортсмена и для болельщика) не только, кто победил, но и каким образом победил.
Квалификация, грамотность сегодняшнего болельщика (а болельщик, безусловно, одна из разновидностей зрителя) есть результат воздействия на него не столько внешней, так сказать, «событийной» стороны спортивного «действа», сколько психологической содержательности спорта. Спортсмен воспитывает зрителя на высоком образце выступления. Зритель своей все возрастающей требовательностью формирует нравственно-этический облик спортсмена.
Сегодня и спортсмен и зритель предъявляют к акту спортивной борьбы неизмеримо более высокие требования, чем вчера. Это единство подхода может, как мне кажется, служить ответом на вопрос, что привлекает к спорту внимание миллионов людей, что делает его по-настоящему интересным.
Но если содержанием спортивной борьбы все чаще становится тщательно разработанная тактика, если из схватки мышц она все чаще превращается в психологический поединок, то формой этой борьбы следовало бы считать филигранность техники, ее эстетический рисунок.
К олимпийскому девизу, которым стремятся охватить и охарактеризовать все виды спорта – «выше, дальше, быстрее», – на мой взгляд, давно уже пора добавить еще одно слово: красивее (или любое другое, имеющее тот же смысл). Сила и скорость – понятия, отражающие только отдельные особенности спорта. Есть много видов спорта (и число их все увеличивается), где эстетическое начало играет главенствующую роль. Какое из определений олимпийского девиза можно отнести, например, к спортивной гимнастике, не говоря уже о художественной? Точность? Четкость? Но это та же красота, те же элементы, из которых складывается эстетическое восприятие. Неряшливо, нечетко – это значит уже некрасиво, неэстетично, потому что красота в гимнастике или в фигурном катании – это не просто красивые позы, элегантность манер. Совсем нет. Это прежде всего красота хорошо тренированного тела, каждый мускул, каждая клеточка которого находятся в полном подчинении воле.
Эстетическое чувство возникает у зрителя в результате видения этой почти абсолютной гармонии, лишенной малейшего ненужного движения и достигаемой тяжелым и упорным трудом.
Если рассматривать эстетическое начало в чисто утилитарном плане (красиво то, что полезно), то в таких видах спорта, которые мы привыкли называть эстетическими, больше всего бросается в глаза именно «полезность», целенаправленность работы каждой, даже маленькой мышцы тела и проистекающая отсюда удивительная экономность движений, что особенно четко видно при замедленной съемке. Последнее время часто возникают споры – и особенно они касаются фигурного катания, – где грань, переступив через которую спорт перестает быть спортом и становится искусством.
Мне кажется, что чем артистичнее будет спорт, тем больше он выиграет. Ведь спорт давно уже стал одним из любимых зрелищ народа, так пусть это зрелище будет как можно более красивым. Пусть оно воспитывает в людях любовь к красоте, стремление к ней.
Этот своеобразный «симбиоз» искусства и спорта есть нечто качественно новое в развитии спорта как общественного явления. «Слияние» искусства и спорта имеет такое же право на существование, как и науки, возникшие на стыке двух наук (физхимия, биофизика, биохимия), за которыми также не признавали вначале права на самостоятельность.
На трех «китах» держится, с моей точки зрения, спорт как зрелище. На все возрастающем интеллектуализме его участников, на «тактическом» настрое соревнований и на высоком эстетическом уровне спортивной борьбы.
Характерно в этом отношении спортивное кино. В последнее время оно переживает свою «вторую молодость», приобретает новые качества, а вместе с ними и новую творческую свежесть.
Иной раз именно документальная хроника вызывает интерес гораздо более острый, чем художественно-спортивный фильм. Отвечая на вопрос: что качественно новое привносят в спорт как зрелище кино и телевидение? – я сказала бы так: они позволяют увидеть в спорте те быстротечные, а потому редко замечаемые нами моменты спортивной борьбы, которые чаще всего и определяют драматизм спортивной ситуации – победу и поражение. Перед нами спорт крупным планом.
Целая гамма сильнейших человеческих чувств, страстей, переживаний – не поддельных, не сыгранных, а подлинных и искренних – проходит перед взволнованным зрителем. Предстартовая лихорадка, радость победы, горечь поражения, отчаяние – не болезненного самолюбия, а тем более сильное, что месяцы и годы изнурительной работы пошли прахом, что годы добровольного аскетизма были потрачены зря, оказались ненужными, бесполезными, – непроизвольно обнаженные перед камерой состояния человеческой души способны, на мой взгляд, в течение нескольких минут сформировать из кинозрителей целую армию любителей спорта. Ибо что иное, как не движения человеческой души, может вызвать самый сильный, самый непосредственный интерес у большинства людей.
Все, что касается эмоционального настроя, все, что способствует ему – и соревнование на спортивной арене и соревнование, запечатленное на пленку, – может быть отнесено к средствам воспитания чувств, а следовательно, и человеческой личности в целом.
Да, сегодня спортсмены, я имею в виду лучших представителей, стали воспитателями чувств. Но эмоциональная сфера спорта не исчерпывается одними лишь эстетическими эмоциями.
Я была совершенно потрясена, когда увидела в спортивной кинохронике нашего лыжника, буквально на четвереньках доползшего до финиша. Была потрясена и тогда, когда в одном из спортивных репортажей прочитала о том, как побеждающий спортсмен, заметив, что товарищ попал в аварию, остановил свою машину, чтобы помочь ему. Не могу сдержать волнения, когда вижу в кино или на телеэкране радость победителей и слезы побежденных.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.