— Да.
— Такой труд часто соотносят только с коммунистическим обществом. Но, думаю, и при коммунизме не всякая работа будет наслаждением. И в то же время сейчас разве мало занятий, которые интересны людям, приносят им и радость и удовлетворение. Я говорю о нашей работе. Вот иду однажды по цеху, остановился рядом с большим карусельным станком, на котором работает токарь Анатолий Поляков. Парень он молодой, а токарь хороший, знающий и институт уже заканчивает. Смотрю, как он с этой махиной управляется, и любуюсь. И мне радостно, и, уверен, ему в это время работа наслаждение доставляла.
Наше производство — я имею в виду не только наш завод — должно создавать все необходимые условия для творчества и тем самым уже сейчас превращать труд в духовную потребность.
— Мы много говорили с вами о воспитании творческого начала в человеке.
— Ну, не так уж много. Тема эта неисчерпаема.
— Допустим. Но мне бы хотелось узнать, что вы считаете самым главным в этой работе.
— Надо воспитать человека так, чтобы общественные идеалы стали его личными. Чтобы он постоянно ощущал ответственность за свой станок, цех, завод, за всю страну. А уже отсюда рождается желание быть как можно более полезным обществу, тяга к знаниям, к совершенству. Это задача всеобщая. Путей к ее достижению много. Но главное — я уже говорил об этом — постоянное внимание к человеку. А у нас часто в разговоре с молодым рабочим ограничиваются одними внушениями: не прогуливай, не опаздывай, не пьянствуй. А чем он живет, о чем думает, о чем мечтает — его личное дело. В воспитании все главное, мелочей нет.
— Ваш завод давно перешел на новую систему планирования. Как эта реформа сказалась на творческом росте рабочих?
— Рабочий теперь во все «лезет». Его все интересует. Ему хочется, чтобы и бригада его на виду была, и цех, и сам он. И это не тщеславием объясняется.
— Ну, тщеславие совсем не плохое качество, когда оно выступает как стремление к самоутверждению, как желание почувствовать себя творцом.
— Правильно. Такое желание даже подогревать надо, направлять.
— В последнее время много уделяют внимания материальным стимулам...
— То, что уделяют много внимания, неплохо. Деньги еще никто не отменял. Плохо, что кое-кто думает только материальной заинтересованностью объяснить все. Плохо, что мы меньше внимания уделяем психологии, воспитанию эмоций. А великие эмоции рождаются в большом деле. Знаешь, как наши рабочие загорелись после обсуждения известного письма об экономии и бережливости? Сидим мы в цеховой столовой — там собрания у нас проходят. Предложения со всех сторон сыплются, как будто идет совещание инженеров или научных работников. И предложений-то интересных много было.
— Например?
— Вот карусельщики наши предложили заменить шабровку — а работа эта ручная, точная, самая тяжелая у слесаря, — так, значит, предложили они заменить шабровку направляющих одного станка чистовым точением на карусельном станке. Всего внесли с тех пор больше ста предложений. И учти, это только в нашем цехе.
— Многое ли из того, что предложили рационализаторы, внедрено в производство?
— Раньше иногда случалось, что подал рационализатор свое предложение, его похвалили, премию выдали, а в цехе все, как прежде. Теперь мало идею подать, надо оживить ее. У нас на каждое предложение специальная карточка заводится. Экономист цеха Нина Морозова ведет эти карточки, следит за внедрением. Девяносто три предложения рабочих нашего цеха уже использованы. Они позволили нам сэкономить почти восемь тысяч нормо-часов. Но главный итог не в этом. Важно, что каждый третий у нас стал рационализатором. Люди искать начали, задумываться стали над тем, мимо чего раньше спокойно проходили. Вот комсомольцы наши схватились: почему нет в цехе счетчиков пара, воды, электроэнергии? Раньше мы на это внимания не обращали. Казалось, зачем ставить их в цехе, если есть общезаводские...
— Действительно, зачем? Ведь затраты на их установку могут и не окупиться той экономией, которую они дадут.
— Точно. Экономисты подсчитали, что затраты съедят экономию. Но есть и другой итог. Из каждого дела надо извлекать воспитательный эффект. А разве эти счетчики не будут воспитывать чувство хозяйской рачительности, бережливости? Думаю, да.
— Александр Иванович, ведь и ваша фамилия в списке рационализаторов завода.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.