Репортаж из столицы IX Всемирного
«Не ступайте по истории» — эту маленькую табличку над развалинами старой крепостной стены я увидел как-то у дороги по пути в древнюю столицу Болгарии Велико Тырново.
Фраза эта осталась в памяти, и я не раз вспоминал ее в Болгарии. Как-то поздно вечером мы гуляли по улицам Софии с моим другом молодым болгарским поэтом Николой Инджовым. На центральной площади 9-го Сентября мы остановились посмотреть, как сменяется караул у мавзолея Димитрова. Солдаты в красных, шитых серебром мундирах и в круглых шапках с длинными перьями, прищелкнув каблуками и взяв карабины на плечо, промаршировали по желтой брусчатке площади, а их сменщики застыли неподвижно у входа в мавзолей.
«Цок-цок-цок» — слышались кованые шаги где-то вдалеке.
От мавзолея мы прошли к площади Ленина, где толчея машин и людей не утихает даже поздно вечером. Здесь на глубине 9 метров лежат остатки поселения фракийского племени сердов. Это и есть исторический центр города. Здесь был форум римской Сердики, а затем центр болгарского Средеца. Только много веков спустя город назвали его сегодняшним именем.
Мы шли с Николой по городу, волей-неволей ступая по той истории, о которой он мне рассказывал.
Много воды утекло с тех пор, когда зажглись здесь первые костры. Нашествия, осады, пожары, голод, эпидемии, расцветы и опустошения не раз пережил этот город, возрождавшийся, как легендарная птица Феникс из пепла. И недаром на гербе его до сих пор справедливая и точная надпись: «Растет, но не стареет».
Этот девиз звучит особенно современно сейчас, когда София стала столицей IХ Всемирного фестиваля. За последний год — год подготовки к этой встрече молодежи — София действительно выросла.
На пустыре у аэропорта, в небольшом местечке на окраине столицы по имени Гара Искар, вырос фестивальный городок, где разместится около десяти тысяч делегатов фестиваля. Симпатичные пятиэтажные блоки со множеством балконов, чем-то напоминающих скворечники, бары, рестораны, почта, клуб.
Раньше от аэропорта в город дорога шла через железнодорожный переезд и машинам подолгу приходилось ждать, пока поднимется вверх шлагбаум. А теперь над путями взметнулась бетонная дуга эстакады, которую называют по-болгарски чудным именем «надлез», а подземный переход соответственно зовется «подлез». Такой подлез тоже закончен совсем недавно у Орлова Моста, через который идет путь от аэропорта к центру города.
К фестивалю здесь построено немало. В одном из парков поднялись два 17-этажных блока. Это Диана Бад, городок для спортсменов, участников состязаний IХ Всемирного. Для них же построен новый крытый теннисный корт в Парке Свободы и огромный крытый стадион «Фестиваль-68». Построили его очень быстро по самым современным методам, применив для расчетов и организации труда на этой стройке новейшие кибернетические машины.
Еду по маршруту движения фестивальных колонн. И вижу, как преобразилась София буквально за несколько недель до начала IХ Всемирного. Повсюду на стенах домов, на стендах, установленных прямо на бульварах, в витринах магазинов и в окнах учреждений мелькают фестивальные плакаты — профиль девушки, обрамленный птицами, цветами, звездами, солнце с ярко-красными и желтыми лучами, традиционная фестивальная ромашка.
Скоро, когда на стадионе Василя Левского начнется торжественная церемония открытия фестиваля, эту ромашку с помощью цветного дыма нарисуют в небе пять самолетов. Она вспыхнет и в ночном небе, когда начнется фантастический фестивальный фейерверк. И все десять дней она будет цвести ярко и бурно — на знаменах, плакатах, транспарантах, на зеленом поле стадиона, где будут выступать в день открытия шесть тысяч болгарских спортсменов в гигантском театрализованном спортивном представлении. Ромашка появилась уже на сигаретных пачках, бутылочках с холодной как лед «оранжадой», на сувенирах и даже на передниках официанток.
Над стадионом таких ромашек великое множество. Он напоминает чем-то утес, на который опустился целый косяк птиц. Это флаги всех стран — участниц фестиваля и знамена IХ Всемирного.
Стадион сейчас пока пуст. Я иду между рядов трибун н на минуту представляю себе то людское море, которое хлынет сюда 28 июля.
Восемь человек с факелами — посланцы городов — столиц предыдущих фестивалей — зажгут огонь IХ Всемирного. Враги фестиваля приложили немало сил и средств для того, чтобы загасить этот огонь. Они витийствовали, особенно после того, как из-за сложной обстановки в Африке не удалось провести IХ Всемирный в назначенный срок, что идеи фестиваля умерли, что сама по себе эта форма международных встреч молодежи мира изжила себя.
Но время доказало, что изжили себя не фестивали молодежи и студентов, а... антифестивали, которые всегда в той или иной форме — в Берлине, в Вене, в Хельсинки — устраивали наши враги. Сейчас даже те, кто всегда был в числе «антифестивальщиков», пытаются получить хотя бы какое-то, пусть самое незначительное, представительство на IХ Всемирном, чтобы не остаться в полной изоляции, чтобы сохранить свое влияние на молодежь, которая с годами убедилась в том, что лозунг фестиваля в Софии «За солидарность, мир и дружбу» отвечает ее самым насущным требованиям, ее мечтам о лучшем будущем на Земле.
(София преобразилась перед фестивалем, но она не потеряла своего неповторимого очарования, таинственного, как ее история, и спокойного, как строгие линии христианских храмов. Широкие, прямые бульвары скрещиваются в самом центре города. Эта планировка сохранилась еще со времен римлян. У бульваров этих не одно имя. В Софии есть свой «бульвар каштанов» — это Русский бульвар, «проспект роз» — это бульвар имени В. И. Ленина, «авеню тополей» — бульвар имени Христа Ботева и «сиреневая улица» — бульвар имени Евлогия Георгиева.
Я не раз уже думал, бродя по улицам Софии, что столица IX Всемирного выбрана на редкость удачно. Здесь есть все условия и для проведения массовых политических манифестаций, которые намечены по программе IX Всемирного, и укромные уголки, где можно поговорить по душам с новым знакомым или с полюбившейся девушкой.
Сейчас, когда программа отработана уже до мельчайших деталей, когда София со дня на день ждет приезда, как здесь говорят, «фестивальцев», можно хотя бы мысленно представить себе, как будет проходить этот форум молодежи мира — ГХ Всемирный.
Утро 29 июля начнется в Софии необычно. На улицы выйдут тысячи пионеров и каждому прохожему подарят значок «Солидарность с Вьетнамом». Так начнется центральное событие IХ Всемирного — День солидарности молодежи мира с героической борьбой народа и молодежи Вьетнама против агрессии американского империализма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Фантастический роман. Продолжение. Начало см. В №№ 11 – 13.