Молодежь — Наука — Производство

А Лиханов| опубликовано в номере №984, май 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Могу назвать некоторые цифры. За последие два года почти вдвое сократилось количество не выполняющих нормы выработки. Около двух тысяч молодых рабочих повысили квалификацию. Только за три квартала прошлого года молодые рационализаторы подали 682 рацпредложения — 430 из них внедрено, и общий экономический эффект по линии изобретательства молодых составил 60 296 рублей. Думаю, что цифры эти достаточно убедительные, хотя нужно сказать и о другом. Наша новая рабочая смена обретает (и в этом основной итог наших воспитательных усилий) новое, если можно так выразиться, рабочее содержание. Я уже говорил, что мы стремимся воспитать не просто рабочего, а рабочего человека. И это у нас постепенно, конечно, но все же получается.

Вспоминаю недавнее комсомольское собрание в третьем механосборочном цехе. Выступает Люба Выставкина, фрезеровщица, лучшая наша пионервожатая, студентка. Ей только что вручили приз за отличную работу. Награда наградой. А как быть с нерешенными цеховыми делами? Люба приводит убедительные цифры, факты простоев, несвоевременной подачи деталей... Тон был задан деловой, творческий. После Любы выступали многие ребята, и мы, право слово, поражались их грамотности, зрелости суждений, точности характеристик и экономических выкладок. Ребята говорили о производстве как подлинные хозяева, ответственные за каждый промах, каждую неполадку...

— ОЧЕВИДНО, ТАКАЯ АТМОСФЕРА СПОСОБСТВУЕТ И ТВОРЧЕСТВУ? Я ИМЕЮ В ВИДУ, РАЗУМЕЕТСЯ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ МОЛОДЕЖИ.

— Конечно. Вот ознакомьтесь с личными обязательствами комсомольцев отдела главного сварщика. Они вполне отвечают на ваш вопрос.

Галя Платова, лаборант… Подать два рацпредложения. Освоить новую организацию труда группы газовой сварки и резни. Успешно закончить третий курс института.

Сережа Васильев, токарь... Подать не менее трех рацпредложений. Освоить профессию электросварщика и сварку в среде углекислого газа. Закончить четвертый курс института.

Список этот можно, разумеется, продолжить. Всего на комсомольскую группу приходится двадцать рацпредложений. Заметьте и другое. Почти все ребята этой группы учатся. В институте, в техникуме. В сущности, невозможно, наверное, заниматься изобретательством, не пополняя каждодневно знаний».

— ЗНАЧИТ. МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО ТА ТВОРЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА. КОТОРАЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ У ВАС НА ЗАВОДЕ, ЗАСТАВЛЯЕТ МОЛОДЕЖЬ ПРОДОЛЖАТЬ УЧЕБУ?

— Так оно и есть. Только, пожалуй, не заставляет. Учеба — от внутренней потребности. Скажем, так. Молодой станочник освоил свою профессию. Стал асом. Но обстановка на заводе, как я уже говорил, особая: только думай, изыскивай, предлагай — зеленая тебе улица. Есть у человека техническая сметка, он непременно найдет себе творческую работу (в каждом цехе у нас имеется темник, в который занесены нерешенные технические проблемы). Итак, молодой рабочий сделал простенькое рацпредложение. От этого предложения, разумеется, не отмахиваются. Совет молодых специалистов прикрепляет к парню инженера, который помогает сделать расчеты, оформить чертежи. Так «дуэтом» — молодой рабочий — молодой инженер — рацпредложение доводится до производства. Но ведь в процессе доводки парень постигает еще и азы инженерии и следующее предложение пробует оформить сам. Конечно, это не всегда удается. Но человек уже «заболел» техникой, он идет учиться в техникум или институт, которые имеются при заводе... На этот случай мы создаем по цехам специальные молодежные участки (в третьем механосборочном цехе такой участок уже действует). Работа только в одну смену, так что ребята могут без лишней нервотрепки заниматься.

Кстати, сам я прошел тот путь, который вам только что обрисовал. Был слесарем. Завод послал учиться. Теперь вот вернулся назад инженером...

— ВЕРНУВШИСЬ С УЧЕБЫ, РЕБЯТА ЗА ТЕКУЧКОЙ НЕ ОСТАВЛЯЮТ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА?

— Раз на раз не приходится. Но вот в июле прошлого года молодые специалисты получили пятьдесят четыре технических задания, выполнение которых связано с ликвидацией узких мест на производстве. Эти задания были розданы прежде всего желающим. И еще один любопытный факт. В прошлом году на ВДНХ на ежегодном смотре технического творчества молодежи наши ребята получили две золотых и две бронзовых медали. Игорь Мальцев и Ефим Донской, которые принесли нашему заводу «золото», изобрели машину для увязки труб в пакеты. Это уникальный агрегат, подобного ему в мировой практике пока не существует. Годовая экономия при работе с «вязальной машиной» — 25 тысяч рублей. На заводе справедливо считают, что в этом изобретении — вклад всего коллектива.

Хочу сказать, что в итоге все наши воспитательные усилия, кропотливая работа с молодежью должны иметь такой же блестящий финал, как в случае с Игорем Мальцевым и Ефимом Донским. Именно в этом смысле я употребил выражение «завод смотрит на молодого рабочего в перспективе»».

— ВЫХОДИТ. ЧТО СОВСЕМ ЭТО НЕПЛОХО. КОГДА КАЖДОЕ ПЯТОЕ РАЦПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ВАШЕМ ЗАВОДЕ МОЛОДЕЖНОЕ?

— Неплохо, если учесть, что мы готовим новую смену, которая не сразу и не вдруг становится специалистом, рационализатором. Этот процесс не может проходить без издержек. Мы надеемся со временем вырастить настоящего рабочего человека.

Разговор о «Фарадеях»

Сейчас, когда говорят или пишут о науке в Сибири, всякий раз непременно и с гордостью поминают всемирно известный Новосибирский академгородок, где существует удивительный конгломерат точных и естественных, а ныне уже и гуманитарных наук, который сам по себе дает блестящие результаты. Математика проникает в языкознание, физика — в биологию, теоретические институты работают в тесном содружестве с практическими... Впрочем, нет нужды перечислять достоинства этого научного центра. Но помнить лишь об академгородке и его академических филиалах, говоря о науке в Сибири, неправильно и односторонне. Ибо как в Новосибирске, так и во всех, абсолютно всех крупных городах Сибири существует огромное количество не академических, но учебных институтов, где готовятся кадры практических «осуществителей» научных достижений, людей, внедряющих науку в производство.

Упрощая ситуацию, можно сказать, что академические институты, их «продукция» даже крайне зависимы от, так сказать, «продукции» институтов учебных. Да, впрочем, спросите любого ученого-«академиста», и он вам наверняка расскажет — с удивленней и ужасом, — как приходилось ему, внедряя свое научное достижение в заводскую практику, сталкиваться с инженером-рутинером, инженером-ретроградом, инженером-бюрократом, хотя сами по себе эти слова, казалось бы, несовместимы. Не зря же в научных, академических институтах создаются практические проектные конструкторские бюро, чтобы там, в «академии», создать готовую машину и сунуть ее под нос вот такому инженеру-бюрократу.

Да, все это к сожалению, но все это так...

Поэтому, собираясь в гости к заслуженному деятелю науки и техники РСФСР, профессору Новосибирского электротехнического института Петру Михайловичу Алабужеву, я задавался именно этой целью: узнать, как в учебном институте пробуждают среди студентов страсть к научному и техническому творчеству. Какое внимание уделяется именно этой стороне дела: воспитанию инженера-исследователя. Как идет подготовка научных кадров, работающих в производстве.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены