В первые годы Советской власти американский писатель-революционер Джон Рид, автор горячо одобренной В. И. Лениным книги «Десять дней, которые потрясли мир», предпринял поездку в Симбирск.
«Я поехал туда, — вспоминал Рид, — чтобы увидеть места, где Ленин провел годы детства и юности. Быть может, это не очень по-марксистски, но, глядя на широкие просторы Волги, я думал, что именно на берегу такой могучей реки и должен был родиться Ленин».
С тех пор прошло почти полвека. Поистине неиссякаемым стал поток людей на родину вождя. Только в Доме-музее В. И. Ленина уже побывало более трех с половиной миллионов посетителей. И все они хотят узнать новые штрихи из жизни вождя и его родных.
Каким был Симбирск в те далекие годы? Какие события происходили в этом волжском городе, которые могли оказать влияние на гимназиста Владимира Ульянова?
На документальных материалах мы рассмотрим некоторые детали из жизни семьи Ульяновых.
Анна Ильинична, самая старшая из детей Ульяновых, оставила воспоминания о первых годах жизни Ульяновых в Симбирске. Она писала:
«...Мы... поселились во флигеле во дворе дома Прибыловского на Стрелецкой улице. В этой квартире 10 апреля 1870 г. родился брат Владимир. Осенью того же 1870 г. семья наша перебралась в верхний этаж дома того же хозяина на улицу, где проживала до 1875 г. Дом этот был тогда последним по Стрелецкой улице, упиравшейся в площадь с тюрьмой, которая выходила главным фасадом на так называемый «Старый венец» — высокий берег Волги со сбегавшими вниз фруктовыми садами».
В воспоминаниях Анны Ильиничны имеется еще одна подробность, касающаяся периода жизни ее семьи на Стрелецкой: в одном с ними доме жила акушерка Анна Дмитриевна Ильина. Она принимала всех меньших детей Ульяновых при их рождении, начиная с Владимира Ильича.
...На Стрелецкой улице семья Ульяновых жила почти шесть лет. Здесь были их первые квартиры в Симбирске, здесь прошли первые годы жизни Володи, Ольги и Дмитрия Ульяновых. По этой улице шел на работу или уезжал в разъезды по губернии Илья Николаевич. Отсюда водила Мария Александровна своих детей на прогулку, а позже провожала в гимназию Анну и Сашу.
Не исключено, что квартирные хозяева, а может быть, кто-то и из ближайших соседей бывали у Ульяновых в первый год их жизни в Симбирске, но, за исключением Анны Дмитриевны Ильиной, никто из них не был их близким знакомым. Это и понятно. Илья Николаевич был целиком поглощен огромной работой по подъему народного просвещения целой губернии, Мария Александровна была очень занята заботами о большой семье и новорожденном сыне.
И все же к Ульяновым с первых дней их приезда в Симбирск частенько заходили такие люди, которых мы с полным основанием можем отнести к числу их близких знакомых. Одними из первых, уже в осенние дни 1869 года, бывали у Ульяновых их старые друзья по Пензе и Нижнему Новгороду — Наталья Ивановна Ауновская и ее сын Владимир Александрович. Наталья Ивановна 16 апреля 1870 года присутствовала в качестве воспреемницы в Никольской церкви при выписке Ульяновыми метрического свидетельства о рождении у них сына Владимира. Владимир Александрович в ноябре 1871 года станет крестным отцом Ольги Ульяновой.
Но не только семейное знакомство связывало Ульяновых с Ауновскими. Сближение Ильи Николаевича с Ауновским произошло во второй половине 50-х годов в Пензе, куда они оба приехали после окончания высших учебных заведений : он — Казанского университета, а Владимир Александрович — с дипломом выпускника Петербургского Главного педагогического института (годом раньше, в 1857-м, этот институт окончил Н. А. Добролюбов). Люди почти одного возраста, связанные общей работой, они были очень близки идейно: оба были страстными поклонниками Добролюбова, горячо любили свой многострадальный народ, считали своим долгом служить делу народного образования, на котором, говоря словами Ауновского, зиждились «сила и могущество государства».
В Пензе И. Н. Ульянов, В. А. Ауновский, В. И. Захаров и другие демократически настроенные преподаватели оказали глубокое влияние на формирование общественно-политических взглядов передовой молодежи. Десятки их воспитанников, в том числе такие видные революционеры России 60-х годов, как Д. В. Каракозов и Н. А. Ишутин (жившие одно время, как и И. Н. Ульянов, на квартире у Захарова), стали активными участниками борьбы с самодержавием. Влияние Захарова на учащихся было особенно заметным, и он был вынужден в 1862 году перевестись в Нижний Новгород, куда вскоре переехали Ауновский и Ульянов. Здесь они, продолжая поддерживать дружеские связи, близко сходятся с революционно настроенными учителями: Б. И. Сциборским — другом Добролюбова; А. Ф. Мартыновым, дружившим в Саратове с Чернышевским; И. В. Копиченко и М. Н. Попковым — активными членами нижегородского отделения «Земли и воли». Не прерывались их связи и с некоторыми членами ишутинской организации.
В 1864 году В. И. Захаров, окончательно лишенный права заниматься педагогической деятельностью, покидает Нижний Новгород и вскоре устраивается в Симбирской губернии управляющим имением О. С. Левашевой (активной участницы московских ишутинских кружков, а затем видной деятельницы Русской секции I Интернационала). Через два года переводится в Симбирск В. А. Ауновский, а в 1869 году сюда же приезжает с семьей и Илья Николаевич.
Переезд И. Н. Ульянова в Симбирск был обусловлен идейными причинами. Ему, вспоминала Анна Ильинична, «хотелось поля работы пошире и хотелось применить ее не для более обеспеченных учеников гимназии, а для самых нуждающихся, для тех, кому всего труднее получить образование, для детей вчерашних рабов».
Инспектор народных училищ показал пример того, как надо работать, чтобы в короткий срок добиться существенного улучшения народного образования. Месяцами, не считаясь с дорожными трудностями, он разъезжал по губернии, помогая на месте учителям, добиваясь на сельских сходах и в земствах увеличения средств на школы, вовлекая передовую общественность в борьбу за новую школу.
В. А. Ауновский, возглавляющий деятельность губернского статистического комитета и редактировавший все его издания, в своих печатных и устных выступлениях оказывал всяческую поддержку начинаниям И. Н. Ульянова. С 1872 года он целиком отдает себя делу народной школы: оставляет работу в гимназии и по рекомендации Ильи Николаевича назначается директором Порецкой учительской семинарии, ставшей впоследствии основной кузницей педагогических кадров Симбирской губернии.
В доме Ульяновых на Стрелецкой улице бывали такие поддерживающие друг друга энтузиасты народного просвещения, как Е. А. Лебедев, А. Ф. Белокрысенко, Н. А. Языков и И. Я. Яковлев.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.