У нас, тяжелоатлетов, бывших и настоящих, неважное настроение. Два поражения подряд — сначала на первенстве Европы в Софии, затем на чемпионате мира в Тегеране — это слишком горькая чаша для десятикратных победителей мировых турниров и трех олимпиад. Но эту чашу надо испить до дна.
Никто не станет отрицать, что в софийской и тегеранской неудачах есть элементы случайности. Команду вывели из привычного чемпионского равновесия злосчастные нулевые оценки. Сказалась и «безмерная любовь» к нам и нашим успехам некоторых международных арбитров. Однако я взялся за перо совсем не для того, чтобы выгораживать одних и тем более охаивать других.
С тех пор, как в 1957 году сборная СССР окончательно свергла с тяжелоатлетического Олимпа силачей США, мы только тем и занимались, что «делились опытом». Мы были слишком горды, чтобы по достоинству оценить прогресс «юных» соперников и самокритично посмотреть на свои достижения. Время работало не на нас. Блеск шести золотых медалей, завоеванных в том же Тегеране, был настолько ярким, что ослепил и спортсменов, и тренеров, и спортивных руководителей. Мы не заботились всерьез о нуждах силачей, и тяжелая атлетика постепенно теряла устойчивость.
Первый тревожный сигнал был подан с варшавского помоста, на чемпионате мира в 1959 году. Если до этого дележ золотых медалей шел только между атлетами СССР и США, то здесь титулами чемпионов завладели также поляк М. Зелинский и «Черный Аполлон» из Англии Л. Mapтин. Польская команда впервые нанесла поражение сборной США и вышла на второе место.
Теперь, как известно, сборная Польши — чемпион Европы и мира. Успех заслуженный. Пока мы вели спор с заокеанскими штангистами, поляки жадно впитывали все лучшее, что было в нашей и американской школах тяжелой атлетики. Помню молодого тренера польских силачей Клеменса Рогуского. В 1959 году, в лето II Спартакиады народов СССР, он два месяца провел в Советском Союзе, побывал в Минске, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Москве — и везде обстоятельно знакомился с развитием тяжелой атлетики. Рогуский интересовался главным образом методикой тренировок и тактикой выступлений. Через несколько месяцев мы убедились, что этот визит пошел на пользу польским друзьям.
После варшавского чемпионата в печати появились критические материалы о состоянии тяжелой атлетики в стране. Они в какой-то мере подействовали. Последовал римский триумф. Этот успех вновь настроил нас благодушно.
Все сильнее становились молодые штангисты Польши, Венгрии, Чехословакии, Японии и других стран, а мы по-прежнему тешили себя тем, что наша школа тяжелой атлетики самая передовая. Она действительно была передовой, но ее необходимо было развивать и совершенствовать. Увы! Лучшие советские штангисты продолжали побеждать на мировых первенствах, но тысячам рядовых атлетов от этих побед не становилось легче.
И вот мы вторые. Рано или поздно это должно было случиться. Хочется верить, что уроки, полученные в Софии и Тегеране, пойдут нам на пользу. Туман побед рассеялся. Теперь ничто не мешает видеть темные пятна на большом солнце нашей тяжелой атлетики.
Плохое настроение объясняется прежде всего весьма неясными перспективами на успех в Мехико. В Тегеране выиграть еще могли. Ну а дальше что? Есть ли сегодня у нас, как у поляков, 20-летние Озимеки? Имеет ли наша тяжелая атлетика таких перспективных юниоров, какими располагают японцы? Может, и растут где-то талантливые претенденты на олимпийское золото, но мы пока о них ничего не знаем. Наша команда самая великовозрастная. В Тегеране она была старше сборной Польши на 12 лет, а японцам «проиграла» целых 40.
Чемпионат мира 1967 года будет разыгран в Токио. И японцы сделают все возможное, чтобы стать первыми. Очень опасны они будут и на Олимпиаде в Мехико. Думаю, опаснее поляков. «Страна восходящего солнца» располагает самыми перспективными атлетами в легких весовых категориях. Вчерашние юниоры — штангисты легчайшего веса Сиро Исиносеки и Иосиюки Миякэ (младший брат прославленного Иосинобу Миякэ) — имеют прекрасные данные для того, чтобы завладеть мировым и олимпийским золотом. Прочны позиции японцев и в полулегкой весовой категории. В расцвете сил Миякэ-I, на подъеме находится 23-летний X. Фукуда. Идут в гору Т. Хатта и Т. Кимура. На титул чемпиона мира и Олимпийских игр метит и полусредневес М. Оути. Ему только 22 года, а он уже побил мировой рекорд В. Куренцова, показав в прошлом сезоне 452,5 килограмма.
И это еще не все. Не сегодня — завтра мы непременно услышим имена новых японских юниоров. Достижения их растут сказочно быстро.
Поляки и японцы не единственные наши соперники. Рано списывать некогда непобедимых заокеанских силачей — штангистов США. Первостатейными атлетами располагают Венгрия и Чехословакия. На исход командной борьбы за титул чемпиона мира стали оказывать значительное влияние штангисты ГДР, Англии, Франции, Румынии и некоторых других стран, где тяжелая атлетика приобрела право гражданства. Племя штангистов все увеличивается. И в этом в значительной мере «виноваты» наши лучшие тренеры. Так, в Индии открытием новых талантов занимается мастер спорта В. Кузин, в Болгарии снимает «замки» с секретов силачей один из тренеров сборной СССР, мастер спорта И. Любавин.
Впрочем, знаниями теперь делятся не только советские тренеры. К примеру, знаменитый Томми Коно готовит к XIX Олимпийским играм хозяев — мексиканцев. Польские тренеры согласились помочь иранцам. Так, в содружестве и благородном соперничестве успешно обретают силу новые Геркулесы. На квадратном помосте рождаются рекорды, в реальность которых лет пять назад никто не поверил бы.
Какими же резервами располагает наша тяжелая атлетика?
Объективные показатели — результаты в килограммах, — мягко говоря, настораживают. В мае прошли два чемпионата: сначала было разыграно первенство СССР, затем Польши. Заочную дуэль наши чемпионы проиграли. У поляков результаты в четырех весовых категориях выше, чем у нас.
Жителя Новосибирска впервые видели лучших атлетов страны. Но, к сожалению, чемпионат, состоявшийся в их городе, произвел удручающее впечатление. Арбитры зафиксировали только один рекорд, да и тот не мирового, а всесоюзного значения. Результаты чемпионов оказались намного ниже тех, что были показаны год назад а Ереване.
Сходили со сцены штангисты легчайшего и полулегкого веса, а специалисты не видели среди них будущих Стоговых, Вахониных, Минаевых. Некоторые надежды подает 23-летний пермяк Геннадий Четин, победитель рижского международного турнира, но этот талантливый атлет ужасно неорганизован. По силе он способен затмить японских «мухачей» — Исиносеки и Миякэ-II, и характер у Геннадия бойцовский, а вот серьезного отношения к тренировкам и режиму ему явно недостает. В полулегкой весовой категории «свято место» пустует уже четвертый год. Не находится храбреца, который дерзнул бы сразиться с польскими полулегковесами — чемпионами Европы. А о равном соперничестве с «загадочным» японцем Иосинобу Миякэ мы пока и не мечтаем. С уходом В. Каплунова в полусредний вес сиротливо почувствовал себя легковес Е. Кацура. Он один, а поляков двое — М. Зелинский и В. Бажановский. Отраднее картина в полусредней весовой категории. Здесь есть В. Куренцов, В. Каплунов, С. Лопатин и другие первоклассные атлеты, но и соперники у них за рубежом великолепные. Посильнее стали средневесы. Год назад мы рассчитывали только на А. Кидяева. А ныне обещают завладеть мировыми высотами В. Беляев и С. Шарипов. Полутяжелый вес обрел талантливого Яна Тальтса. Этот 22-летний эстонский богатырь не выиграл звание чемпиона СССР только потому, что оказался чуть тяжелее ветерана сборной страны Э. Бровко. Штангу они поднимали одинаковую во всех трех упражнениях. Причем Ян делал это значительно легче.
Наши надежды на мировое первенство в тяжелой весовой категории связаны лишь с Л. Жаботинским. И в этом весе мы постепенно теряем запас прочности: обладатель абсолютного рекорда мира в троеборье Ю. Власов после старта в Токио на помост выходить не собирается. Он тренируется, но пока только для поддержания здоровья.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.