Пятьдесят московских принцесс

Борис Брянский| опубликовано в номере №948, ноябрь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пятьдесят московских принцесс — это не выдумка. И не преувеличение. Пятьдесят принцесс, они существуют на самом деле. Они молоды, красивы, грациозны и вместе с тем обворожительно просты.

Днем они врозь, и их не так-то просто узнать. Они просто хорошенькие девушки. А мало ли хорошеньких девушек в многолюдном движении столичного дня!..

Но каждый вечер они собираются вместе и волшебно преображаются. Они проводят перед зеркалом ровно столько времени, сколько требуется для того, чтобы стать принцессами. Но если говорить серьезно, то принцессами их делают не зеркала и не туалеты, а их радостное искусство, которому каждый вечер аплодируют зрители Московского мюзик-холла. Эти юные танцовщицы образуют ансамбль, имя которому «Радуга».

Такое название ко многому обязывает. Танцевальная «Радуга», которую видели уже и Европа и Новый Свет, взошла в Московском мюзик-холле шесть лет назад. Она не сразу засияла. Ее, как мозаику, кропотливо собирал балетмейстер Николай Сергеевич Холфин. Тона ее сперва тщательно фильтровались. Взыскательно подбирались кандидатуры. Рождались замыслы современных танцев. От программы к программе все ярче становилась «Радуга».

26 мая 1964 года она вспыхнула на гигантской сцене парижского зала «Олимпия». Успех превзошел все ожидания. А ведь накануне премьеры одна из солидных буржуазных газет весьма широко оповестила читателей: «Едет русский мужик-холл!..» После оваций в зале «Олимпия» газетные зубоскалы прикусили язык. Сенсацией для заграничного зрителя явилось то, что наши «мюзик-хольные» девушки одеты с ног до головы. Париж был покорен красотой и грацией советских артисток. Такого моюзик-холла он еще не видел. А принцессами наших девушек окрестили репортеры, преследовавшие их с утра до ночи, но так и не получившие желанного материала для своих бульварных изданий.

Нынешняя мюзик-хольная программа «Сто и один день в Париже» — итог трех свиданий с французской публикой. И пяти предыдущих программ. Сейчас в репертуаре «Радуги» свыше тридцати номеров. Эта втрое больше, чем надо для одного вечера.

Как это делается? Не совсем так, как это проходит в небе. Там радуга — импровизация дождя и света. Здесь ее зажигает непрестанная творческая работа. Ежедневно с 10 до 12 — уроки пластики и танца. Никаких поблажек и преимуществ для солисток. Работают все. Две группы: старшая и младшая. Не по возрасту, а по мастерству. Состав подвижен. Каждая из девушек старшей группы знает, что, если она начнет отставать, ей придется поменяться местами с какой-нибудь более трудолюбивой девушкой из младшей группы. Короче, это принцессы-работяги. С 12 до 2 — репетиции, а вечером — спектакль. Вечером — холодный блеск и отточенность «Мушкетеров», трогательная непосредственность, юмор и обаяние «Вятских игрушек», покоряющее изящество «Казино де Пари» и «Монмартра», веселая энергия, свежесть и легкость «Морской прогулки».

Примечательно, что в этом высокопрофессиональном ансамбле нет солисток-звезд. Все они звезды. Каждая по-своему. Где их нашел мюзик-холл?

Валю Мальянову — в народном театре московского завода «Серп и молот». Ольгу Хахулину — в Хореографическом училище Большого театра. Ей «уже» 19. А Ира Булгакова пришла на конкурс из Пушкинского районного Дома культуры. В свои 18 лет она успела уже два года проработать на одном из заводов маркировщицей, а затем сборщицей и притом успешно закончить десятилетку. Вере Сабашниковой тоже 18, она из балетной студии ЦДКЖ.

Мюзик-холл — это прежде всего музыка. У дирижерского пульта — молодой композитор Владимир Рубашевский. Он автор танцев вместе с балетмейстером Холфиным. Ведь музыка не только душа, но и плоть танца.

В новой программе мюзик-холла обращает на себя внимание новая работа братьев Ворониных «Гномы» — бородатые малютки-добряки. Борис и Владимир Воронины — блестящий акробатический дуэт, многократные чемпионы страны, уже показали миллионам наших и зарубежных зрителей номер экстра-класса. Братья-близнецы, они довели свое искусство до той степени совершенства, которая представляется пределом человеческих возможностей.

Мюзик-холл — это форма, вмещающая многожанровое содержание. Здесь и прыгуны на шестах (Георгий Ташкогло с партнершей) и «иллюзион» (жонглеры Борис и Татьяна Савельевы). В каждом номере этой большой программы незримо присутствуют главный режиссер мюзик-холла А. П. Конников и художник Э. Стенберг. Это не эффект присутствия, а продолжающаяся работа.

Досадно, что текстуальная часть программы (Я. Костюковский и М. Слободской) несколько отстает от ее общего содержания. В спектакле звучат превосходные французские песни в исполнении молодой парижанки Фриды Боккара. А нашей певицы нет. И ни одной яркой песни. Как будто их у нас не существует.

Зато в программе есть номер, который звучит как песня. Это номер воздушный. Столько в нем свежести, чистоты и той легкости, которая достигается большим трудом. Любе Писаренковой удалось то, что до сих пор еще никому не удавалось. Это пластический вариант «каучука», вобравший в себя акробатику, гимнастику, балет. Номер «В кольце света» движется все время, как песня. А потом воздушная «крутка» в каучуковых вращениях. Номер идет целых шесть минут. Но поверить в это невозможно: так быстро он пролетает.

Поздний вечер сперва принимает зрителей, покидающих концертный зал. Потом у служебного входа вечер встречает артистов, и всех их поглощает огромный, прекрасный в этот час город. И принцесс тоже. Впрочем, они уже не принцессы, а просто хорошенькие девушки, каких не так уж мало на синих московских улицах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены