Беспринципная Фемида

Евг Рубин| опубликовано в номере №892, июль 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

На первый взгляд эти две истории не имеют ничего общего. Герои одной – известный футболист, действующие лица другой – мальчишки, делающие первые шаги в хоккее; первая случилась прошлым летом в Москве, вторая – нынешней весной в Риге.

Но сначала надо напомнить читателю, что это за истории – московская и рижская.

В дни весенних школьных каникул на рижском катке «Даугава» проходил финальный турнир Всесоюзных юношеских соревнований по хоккею. Две московские команды – «Спартак» и ЦСКА – жребий свел в первый же вечер. Закончилась игра, противники выстроились на середине поля, прокричали традиционное «Физкульт-ура!», а затем, как говорится, не переводя дыхания, тут же на льду затеяли драку: 16– 17-летние мальчишки принялись избивать друг друга клюшками. К тем, кто был на поле, присоединились сидевшие на скамье запасных.

На другой день обе команды были сняты с розыгрыша и отправлены домой. Потом, уже в Москве, причины и подробности «рижского побоища» разбирали многие авторитетные и уважаемые организации. Руководителей «Спартака» и ЦСКА вызывали на заседания секции хоккея Москвы, бюро горкома комсомола, президиума Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР.

Тренеры обеих команд – армеец В. Тазов и спартаковец В. Елизаров – отстранены от работы с юными хоккеистами. Зачинщики драки дисквалифицированы. Во всех решениях сказано много дельных и справедливых слов о плохой воспитательной работе с юношами, в каждом есть все положенные при подобных обстоятельствах «считать», «указать», «отстранить», «наладить», «исправить», «проверить», и все это – «в кратчайшие сроки».

Вот и вся «рижская история». А теперь вернемся к июлю прошлого года. Именно тогда киевский футболист Иосиф Сабо во время матча в Лужниках сломал ногу игроку московской команды «Торпедо» В. Сидорову.

Сабо тоже наказали: запретили играть в команде мастеров в течение года. Отлучение от футбола на такой большой срок само по себе выглядит довольно серьезным взысканием. Но Сабо не совсем обычный футбольный грубиян. Есть в истории нашего футбола игроки, чьи имена олицетворяют грубость. Их обязательно вспоминают на трибунах в те минуты, когда кого-то уносят или выгоняют с поля, так вот Сабо, хоть еще и молод, занял прочное и далеко не последнее место в этом списке. За четыре года, которые он провел в киевском «Динамо», судьи четырежды удаляли его с поля и восемь раз делали ему предупреждение.

Но вот начался новый футбольный чемпионат, и Сабо, как ни в чем не бывало, появился на поле в составе своей команды. На недоуменные вопросы болельщиков Федерация футбола СССР ответила: Сабо исправился, Сабо проявил себя отличником боевой и политической подготовки, за Сабо ходатайствуют команда и спортивные организации Украины.

Итак, человек, известный в футболе как отъявленный грубиян, на которого не действовали ни удаления с поля, ни предупреждения судей, за несколько месяцев преобразился. Он все понял, все осознал да еще стал к тому же «отличником боевой и политической подготовки».

Можно было бы поверить и в раскаяние и в исправление, если бы Сабо был одинок. Но слишком уж часто наша спортивная Фемида выносит решения, идущие вразрез со здравым смыслом. а одну чашу весов она кладет проступки, а на другую – где должны быть достоинства – умение высоко прыгать или ловко останавливать мяч. И если даже таких «достоинств» немного, они перетягивают чашу весов.

Когда речь идет о сильном спортсмене, ходатаев обычно так и распирает от хвалебных эпитетов его человеческим, нравственным качествам, а судьи становятся мягкосердечными и готовы к всепрощению.

А теперь вернемся к рижской истории. «Спартак» и ЦСКА не просто юношеские хоккейные команды. Они – сильнейшие в стране. Всем было ясно, что золотые медали достанутся одной из этих команд. Это знали и сами ребята. И еще они знали, что за ними пристально следят ведущие московские тренеры, возлагающие на них большие надежды в самом близком будущем. Недаром некоторые из них уже сейчас, в свои 16– 17 лет, нигде не учатся и Не работают, а числятся инструкторами физкультуры при своих клубах.

Раз так, значит, можно и выйти за рамки, которые «простому смертному» переступать не Дозволено. Наказание? Не беда: сначала накажут, а потом простят. Слава богу, просителей и поручителей будет сколько угодно. А сердца тех, кому адресованы просьбы, смягчатся, стоит им услышать «талантливый», «перспективный», «подающий надежды». Отмычка верная, испробованная многократно и почти ни разу не отказавшая.

Вот она, тонкая, почти невидимая, но очень прочная нить, которая связывает случай Сабо с дракой на льду натка «Даугава».

Я напомнил о Сабо не для того, чтобы сказать: вот узнали ребята о прощении Сабо и устроили драку. Нет, «рижское побоище» произошло раньше, чем был амнистирован футболист из Киева. Да и ни о каком Сабо не думали в тот момент мальчишки. Все гораздо сложнее. «Хорошему спортсмену все дозволено» – это родилось потому, что «киевский случай» типичен. У него много близнецов, которые внешне, так сказать, «по фабуле», на него не похожи, а по существу – точная копия.

Вот одни из них.

Два года назад хоккеисты горьковского «Торпедо» вынесли решение отчислить из команды Л. Халаичева и Р. Сахаровского. Понятно, сколько прегрешений было за душой каждого из них, если команда пошла на такие крутые меры по отношению к двум ведущим своим хоккеистам. Прошло полтора месяца. «Торпедо» проиграло несколько матчей подряд. И тогда на Москву из Горького пролился ливень писем и телеграмм. Смысл всех был один: Сахаровский и Халаичев одумались, исправились, й возвращение их в команду просто необходимо. К каждому из этих посланий прилагались производственные характеристики, из которых явствовало, что оба. стали... ударниками коммунистического труда. Некоторое время хоккейная федерация СССР еще как-то сдерживала дружный натиск горьковчан, а потом дрогнула: слишком уж мощным был хор, восхвалявший трудовой героизм, дисциплинированность и прочие добродетели Сахаровского и Халаичева. Их простили и вернули в команду.

Сахаровский и в самом деле исправился. Халаичева же, как злостного пьяницу и нарушителя, в разгар чемпионата команда снова изгнала. Но мы ничуть не удивимся, если в начале очередного сезона опять увидим Халаичева на льду в торпедовской форме. Он ведь сильный хоккеист. А значит, вполне может снова превратиться в «отличника» или «ударника».

А вот еще «близнецы». В прошлом году из футбольной команды ЦСКА за пьянство выгнали Г. Апухтина и В. Орешиикова. Апухтин стал «отличником» чуть ли не через месяц после нескольких поражений армейцев, а Орешников каким-то образом в течение того же месяца «проявил себя с лучшей стороны» в одесском «Черноморце».

Сабо, Апухтина и Халаичева любители спорта знают, Абгольц же большинству пока мало известен. Не знаю, будет ли когда-нибудь это имя упоминаться в летописи советского футбола, но в уголовных делах карагандинской милиции оно уже фигурирует. Несколько месяцев назад В. Абгольц вместе со своими приятелями пристал на улице к трем студентам и одного из них избил до полусмерти.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены