— Верю всякому зверю, а ежу погожу.— Он потушил усмешку в желтых своих усах.— Заболел один мой ремесленник. Наскребли ребята рубля три. На гостинец. Жуков вызвался в магазин сбегать. Нет, думаю, ненадежный ты человек, неизвестно, какая фантазия взбредет в голову. Как в воду глядел: через два дня и увел Жуков тот велосипед, за который теперь...
Я вдруг вспомнил «Педагогическую поэму». Макаренко доверяет вору привезти деньги для колонии. Доверие делает недавнего вора человеком. А сидящий напротив меня воспитатель не доверил трех рублей парню, которого взял на поруки, за которого, следовательно, ручался...
— У вас образование какое? Мастер насторожился:
— Сколько кончил, что ли? Шесть классов. А что? Не из-за моего образования, а из-за своей дурости Жуков лопал. В училище это за год девятый случай. И меня свидетелем, не обвиняемым на суд вызывали.
Да, его вызывали только свидетелем, хотя и есть в юридической практике такой термин: «Преступная бездеятельность». Конечно, виноват прежде всего сам Жуков: не ребенок, должен отвечать за свои поступки. Но только ли он виноват?
В школьной характеристике, которую дали Жукову при переводе в ремесленное училище, написано: «Нуждается в постоянном педагогическом контроле». Каждого педагога это насторожило бы, заставило задуматься: как быстрее и глубже изучить характер воспитанника, понять, какой он, что любит и что ненавидит, «чем дышит»? Педагог должен был не формально взять Жукова на поруки, а если уж случилось такое, принять под умный и неослабный контроль, стать ему чутким и строгим отцом, таким, каким был для своих воспитанников А. С. Макаренко.
Ничего этого не сделал наставник Ивана Жукова: не был он, на беду, педагогом. И отнюдь не оправдание, что Жуков не первый, что только за один гад девять воспитанников училища стали «клиентами» прокуратуры. Не оправдание это, а обвинение. Тяжкое обвинение в педагогической беспомощности. Да и о какой педагогике может идти речь, если из тридцати работающих здесь мастеров ни один не имеет даже среднего педагогического образования.
В коридоре второго этажа Ногинского профессионально-технического училища № 28 висят стенные газеты. Маленькие— передовичка и две-три заметки. А ошибок в них! Самых грубейших. Спрашиваю, кто помогает ребятам выпускать стенные газеты.
— Вообще помполит. Но это групповые газеты, за них мастера отвечают.
Говорят, по анкете не составишь суждение о человеке. Но я все-таки начинаю знакомиться с мастерами по «памятникам письменности» — стенным газетам и личным делам — перебираю в канцелярии тощие папочки. И не зря: кое-какое представление о человеке можно составить и по скуповатым анкетным данным.
Читаю: Чурилин Иван Павлович. Образование — три класса. Когда-то был истопником, потом перешел на строительство разнорабочим, освоил
специальность каменщика. И вдруг— как гром с ясного неба — приказ о назначении на должность мастера производственного обучения. Почему? На каком основании?
Еще одно личное дело. Александр Иванович Болоболин, судя по анкете, был маляром, продавцом в магазине, стекольщиком. Образование — восемь классов.
Пока я читал его анкету, Александр Иванович Болоболин проводил в своей группе воспитательный час на тему «Дорожите рабочей честью». Проводил примерно так.
— Рабочей честью надо, конечно, дорожить,— говорил мастер ребятам.— И учителей своих, мастеров уважать. Вот вы получили сегодня получку. Хорошо получили. А не похлопочи я, не закрой наряды с умом, получили бы вы...— И «воспитатель» показал группе комбинацию из трех пальцев.— Чтобы и дальше все шло хорошо, обязаны вы меня отблагодарить. Не пожалеете по десяточке? Кто больше получил, с того четырнадцать. Я вот список составил.
Так Александр Иванович положил в карман 273 рубля.
Предприимчивым мастером заинтересовалась прокуратура. И вскоре выяснилось, что он вовсе не Александр Иванович, а Владимир Яковлевич. И не Болоболин, а Таборов.
Еще в 1948 году, бежав из заключения, Таборов выкрал метрику, получил по ней паспорт на имя А- И. Болоболина. Потом мотался по белу свету, пока не нашел тепленькое местечко в Ногинском училище.
Рецидивист, проходимец в роли воспитателя, учителя молодежи! Как могло случиться такое?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Научно – фантастический роман. Продолжение. Начало см. в №№ 11 и 12