Знакомый столяр, окончивший до войны ФЗУ, рассказывал мне, что у них в училище был мастер по прозвищу Ерш. Немолодой, перешедший в ФЗУ из какой-то артели, Ерш искренне полагал, что образование рабочему человеку во вред. «Потому как книжки в руках сноровку не развивают, а даже наоборот».
Ёрш был анекдотически темным. Однажды совершенно серьезно выговаривал он «фабзайцу», у которого над губой полез юношеский пушок:
— Бритвы нет? А как же дикари брились? У них и подавно бритв не было. А они стекляшку найдут — и побреются за милую душу.
Возможно, знакомый столяр и сгустил немного краски, рисуя своего «воспитателя». Но в тридцатых годах мастера в ФЗУ «сякие попадались.
Прошло три десятилетия. Далеко вперед шагнул технический прогресс, изменилось само понятие «рабочий». Жизнь потребовала перестроить и систему профессионально-технического образования. Школы ФЗО, училища ремесленные, железнодорожные и другие преобразованы сейчас в специализированные профессионально-технические училища. В их программу вводятся серьезные теоретические дисциплины, необходимые сегодняшнему рабочему. И принимаются в эти училища, как правило, ребята, окончившие восьмилетнюю школу.
Но все ли мастера подготовлены к истинно творческой работе в современных профессионально-технических училищах? Нет ли среди них «ершей», полагающих, что «книжки в руках сноровку не развивают» и что дикари за отсутствием электробритв скоблились бутылочными осколками?
Его звали Иван Жуков. Как чеховского героя.
Не по годам рослый, он хорошо играл в баскетбол, бегал стометровку быстрее всех в классе… А учился плохо: оставался в третьем и в пятом.
Когда стало ясно, что и в седьмом Ваня застрянет, мать отдала его в ремесленное: два года на полном государственном обеспечении — и специальность в кармане! Плохо ли?
— ...Подсудимый, встаньте. Ваша фамилия?
— Жуков Иван.— Помедлив, он добавил: — Андреевич.
Как свидетель на суде выступал мастер — воспитатель, наставник Ивана Жукова. Говорил он вяло, устремив взгляд в одну точку. Слушая его, глядя на большие руки, думалось: кузнец он, должно быть, хороший, а вот воспитатель...
Мы сидим в классной комнате, в той самой, где слушал теоретические дисциплины Иван Жуков. Мастер рассказывает бесстрастно, пощипывая желтенькие свои усы:
— Парень он, говоря откровенно, дрянной. И то: отца в глаза не видел, а о матери умолчу. Прошлым летом связался с проходимцем одним, с Евсеевым. Тому уж за тридцать, успел два года отбыть. Сорвали они ночью с чужого гаража замок. Попались. Жуков клялся, будто Евсеев сказал, что гараж этот его, пригласил на «Москвиче» покататься.
— Поверили?
Мастер чиркнул спичкой, но, видимо, вспомнив, что мы в классе, не закурил.
— На поруки тогда его взяли... Зря! Не оправдал доверия.
— Вы-то ему поверили?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.