Тревога!.. И притихший в предрассветный час военный городок мгновенно ожил. Солдаты торопливо надевали маскхалаты, разбирали из пирамид оружие, на ходу защелкивали тугие карабины парашютов.
Прошло лишь несколько минут, а уже подразделения рослых, крепких парней спешили к громадным воздушным кораблям, освещенным прожекторами. Вот последние солдаты исчезли в проемах широких люков. Тотчас взревели моторы, и тяжелые, могучие самолеты один за другим растворились в темном небе, унося с собой десантников и надежно упакованную технику – самоходки, орудия, минометы...
Рассвет застал самолеты с десантом далеко от места старта. Над горизонтом уже показалось неяркое солнце, когда над головами десантников вспыхнули желтые огоньки: сигнал «Приготовиться!». А потом распахнулись люки, прозвучала команда: «Пошел!». Одним из первых прыгнул командир взвода лейтенант Владимир Лебедев, за ним старшина Клавдии Веселое, десантник-ветеран, добрый воспитатель солдатских душ, следом к люку устремился рядовой Николай Носов, веселый черноглазый парень, вожак ротных комсомольцев...
В лицо ударила тугая струя ледяного воздуха. Носов почувствовал сильный рывок и вскинул голову. Края купола чуть колыхались, парашют казался похожим на гигантскую медузу. Поправив лямку сиденья, Носов развернулся по ветру. Вокруг него распускались белые бутоны. Слева он увидел большую черную точку, над которой вспыхнуло сразу несколько куполов. Потом появился еще один такой же букет, потом еще и еще... Плавно покачиваясь в воздухе, на землю медленно опускались самоходки.
И вдруг исчезло все. Прямо перед собой Николай увидел испуганные, ставшие какими-то квадратными глаза. Он бросил мгновенный взгляд вверх и успокоился: ничего страшного, просто сблизились два парашюта... Носов весело посмотрел на сержанта Капышина и крикнул:
– Привет!
– Пока! – ответил Капышин, и оба оттолкнулись друг от друга ногами...
Земля всегда приходит неожиданно. Трудно рассчитать, когда твои ноги коснутся «тверди», и сердце замирает всегда на минуту раньше. Носов врезался в сугроб, но тут же вскочил на ноги–
Рота устремилась на юг, вслед за самоходками. Там, за неширокой речушкой, притаилась железнодорожная станция, занятая «неприятелем». Его следовало атаковать и «уничтожить». Откуда-то справа ударили минометы, заухали пушки. Завязался «бой»...
Так началось наше знакомство с армейскими буднями крылатой гвардии.
«Десантники – особый народ...» Такую фразу нам довелось не раз слышать в части. Ее с гордостью произносят и офицеры и солдаты. И мы убедились, что эта гордость воинов своей армейской специальностью вполне оправдана. Может быть, ни в каком другом роде войск от человека не требуется такого хладнокровия и мужества, разносторонних навыков и отчаянной смелости, как от десантника.
Он обязан метко стрелять, владеть любым оружием, отлично ориентироваться в любой обстановке. Он должен быть готов встать у прицела орудия, рядом с минометом, сесть на место водителя самоходки или за баранку автомашины, заменить сапера, подрывника, радиста, а в случае необходимости и командира... Ведь десантники обычно действуют в глубоком тылу противника, когда неоткуда ждать поддержки и помощи, когда каждый солдат должен драться за десятерых и побеждать противника мощью огня, бесстрашием, твердостью духа, железной верой в победу.
Настоящим десантником стать нелегко. Однако молодые солдаты, попадающие в воздушно-десантные войска, стараются как можно быстрее заслужить честь называться так, не жалеют сил и времени, овладевая разнообразнейшими «премудростями», необходимыми воину крылатой пехоты.
...С раннего утра оживленно в тренировочном городке. Молодые солдаты прыгают с тренажера – двенадцатиметровой вышки, с тросовой горки, отрабатывают на особых стендах отделение от самолета, развороты, приземление. Без упорных, длительных тренировок их не выпустят на прыжки с парашютом.
Не у всех бывают твердыми эти самые первые шаги. Вот на площадку тренажера поднимается молодой солдат. Сержант Бурулев защелкивает на тросах карабины и легонько подталкивает парня к краю маленькой площадки.
– Приготовиться! – доносится снизу голос капитана Шагалова.
– Есть приготовиться!
– Пошел!
– Есть пошел! – бодро повторяет солдат и... замирает на месте, словно незримый барьер мешает ему сделать шаг вперед.
– Пошел! – снова доносится снизу, и товарищи, такие же молодые солдаты, стоящие на земле, кричат этому нерешительному парню: – Смелей,
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.