Проза наших дней

Н Рудин| опубликовано в номере №854, декабрь 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Четвертое поколение?

О его существовании до сих пор спорят критики. Признавая его, ему приписывают особые идеи и несколько бунтующий характер. Отрицая – ведут к тому, что процесс литературный непрерывен и проблема «отцов» и «детей» в жизни писателей не существует.

Но ведь есть же способные молодые литераторы, которые ввели в вашу литературу своего,, вернее, нашего героя-современника! Они должны были это сделать, потому что этот герой – рабочий, целинник, инженер – больше всего близок и понятен именно им, они часть его, сыновья и дочери века, наших дней, устремляющих нас к коммунизму.

Это закономерно. Так же закономерно, как то, что о Павке Корчагине написал молодой Николай Островский, хотя в те годы творили и знаменитые писатели старшего поколения. Но лучше увидеть героя тех дней смог его ровесник, живущий с ним одними тревогами, одним счастьем борьбы за самое дорогое на земле – свободу для людей и их солнечное будущее.

Традиции советской литературы передаются, как эстафета, из молодых рук в молодые. Юрий Бондарев и Владимир Тендряков, Юрий Казаков и Василий Аксенов,

Георгий Семенов и Глеб Горышин, Георгий Владимов и Радий Погодин. Каждый по-своему знакомит нас с миром своих героев, а значит, героев-современников, героев наших дней.

То, что становится проблемами молодой литературы вашего сегодня, есть не что иное, как отражение проблем, поставленных жизнью.

И хотя подрастающее поколение либо помнит войну по детским впечатлениям, либо знает о вей из кинофильмов и художественной Литературы, а залпы легендарной «Авроры» для него сейчас воспринимаются на слух, как залпы праздничного салюта, – поколение не пришло к безоблачной жизни, которую, казалось бы, ему изо всех сил готовили.

Настоящими героями стали те, кто, оставив «комнатный уют», поехал в суровую, неподдающуюся Сибирь, на Дальний Восток, в Казахстан.

Может быть, впервые мы узнали своих сверстников в героях хорошей, настоящей книги Анатолия Кузнецова «Продолжение легенды». Это были не храбреныше мальчики в чистеньких ковбоечках, живущие в палаточках, а умные работники, искренние, ищущие у жизни ответы на самые волнующие вопросы и находящие их в «нашей буче, боевой, кипучей».

Эта молодежь сурова и непримирима к любому проявлению подлости, низости, хамства, ко всему, что было порождением культа личности. Она отказывается от слишком высоких слов, от трескучих фраз.

«Ух, как мне это надоело! Вся эта трепология, все эти высокие словеса. Их произносит великое множество прекрасных идеалистов, вроде тебя, но н тысячи мерзавцев тоже, – говорит своему другу Саше Зеленину герой повести В. Аксенова «Коллеги» Алексей Максимов. – Давай обойдемся без трепотни. Я люблю свою страну, свой строй и, не задумываясь, отдам за это руку, ногу, жизнь, но я в ответе только перед своей совестью, а не перед какими-то словесными фетишами. Они только мешают видеть реальную жизнь. Понятно?»

Если бы Василий Аксенов оставил за своим героем Лешкой Максимовым последнее слово, можно было бы считать, что Аксенов остановился на полпути к своему современнику. Да, Максимов выражает мысли тех, кто увидел лучшее исцеление от ошибок прошлого в... отказе от «словесных фетишей».

Но жизнь – это не только борьба с ошибками старого, хотя и нелегкая борьба, потому что за спиной старого сила привычек, традиций. Жизнь – это когда трудно рожденное новое встает на ноги, входит без пропусков в заводские корпуса, выезжает на комбайне в целинные поля, стучится к ученому-исследователю. И Саша Зеленин, потомственный интеллигент, ставший сельским врачом, застенчивый и честный Саша Зеленин, – он и есть тот настоящий наш герой, представитель современного поколения, личным примером ответивший на вопрос одного из своих друзей:

« – А наше поколение? Вопрос: выдержим ли мы такой экзамен на мужество и верность? Мы, городские парни, настроенные чуть иронически ко всему на свете, любители джаза, спорта, мы, которые временами корчим из себя черт знает что, но не ловчим, не влезаем в доверие, не подличаем, не паразитируем... Мы способны на что-нибудь подобное?»

Да, говорит образом Саши Зеленина Аксенов. «Высокие слова сохраняют свою цену, когда их произносит... Сашка Зеленин, когда их поют и выкрикивают миллионы честных людей», – размышляет Максимов, вспоминая о своих спорах с другом.

Вот это сочетание непримиримости к высоким словам с высотой дел нового поколения стало основной темой молодых писателей.

Так есть это самое четвертое писательское поколение?

Странный вопрос! Есть новое (неважно, какое по счету) поколение писателей. Это так же естественно и непременно, как то, что живет вокруг нас молодежь, из среды которой выходят все новые литераторы. № произведений таких молодых писателей, как Юрий Казаков и Георгий Владимов, Георгий Семенов и Анатолий Кузнецов, Элигий Ставский и Виктор Московкин, Василь Быков и Чингиз Айтматов и... и... и... (список нынешних настоящих, умелых и чутких к жизни писателей остается открытым, его продолжает растущая с космической скоростью смена), читатели узнали много нового о своем современнике, а следовательно, о себе самих.

И если еще точнее ответить на вопрос о «четвертом поколении», то следует прислать критикам, не замечающим его, приглашение на IV Всесоюзное совещание молодых писателей – и задумчивое и улыбающееся, веселое и застенчивое поколение литературной смены покажет свое лицо.

«Самый-самый герой...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены