– Ешь что дают!.. – раздраженно бросает мать.
Куда-то уходит отец.
Возвращается с каким-то пакетом. И снова двое а соседней комнате молчат, курят и теперь уже пьют.
– Софи, Софи, полюбовайся на свой сюпруг, – коверкая русские слова, кричит захмелевший Роже и тихо смеется. – Он думаль, работ падет ему из неба... Что, Андрэ, – куражится Роже, – хорошо Франция? Что, лютше, чем Россия?..
Отец отрывисто отвечает по-французски. Лицо его перекошено.
– О! – Роже бьет себя руками по бокам и начинает хохотать. – Ты слишаль, Софи, он посылайт меня к черт. Пожалюста, Андрэ, я пошель к черт... А куда ты пошель, куда?..
– Ну, что ты привязался! – вскакивает отец. – Разве я виноват, что у вас тут работы нет, что жить нам негде? Соня! – поворачивается он к матери. – Может, вернемся в Жданов, а?.. Напишем в посольство...
«Почему мать не спорит? – думает Лариска.–'Чему улыбается? Ведь еще и двух месяцев не прошло, как они приехали сюда. Как же так – возвращаться?»
В глаза ей бросаются чемоданы в углу. Как поставили их туда, так и стоят они, нераспакованные. И как раньше она этого не заметила? Значит, отец с матерью с самого начала...
– Нет, – выкрикивает Лариска, – не надо уезжать! Как вы не понимаете! Здесь лучше. Париж лучше Жданова, лучше, лучше, лучше... – стучит она ладонью по столу. Руке больно, и от этого хочется заплакать. Но Лариска продолжает вбивать в стол это слово «лучше», будто не родителям, не самой себе, а столу надо доказать, что Париж лучше... Вот только если бы не надо было платить за лицей, если бы отец мог устроиться по специальности, если бы не нужно было жить у чужих людей... Если бы... Если бы...
– Ну как, опять ничего?..
Уже третий месяц, приходя с работы, отец с порога задает матери этот вопрос. Третий месяц родители ждут ответа из посольства...
Лариска не замечает, как течет время. Они переехали в Сен-Дени к Огюсту. Это тоже почти пригород Парижа, Оггост – тоже их приятель, как и Роже, и Огюсту тоже, как до этого Роже, пришлось потесниться. Отца наконец приняли на завод Веоингауза упаковщиком. Лариска почти не видит его. Утром он уходит чуть свет на поезд, возвращается поздно.
С Шанталь они не встречались с тех самых лор... Лариска целыми днями пропадает в Шампани, там у Огюста есть запасная «крыша» – что-то вроде садового домика. Каждое утро в поездке на «виллу» ее сопровождает Жорж, в общем, Жорка – «Опост-младший», – почти ровесник, кавалер и немного задавала. Задаваться ему, однако, нечего, он мечтает стать лавочником и уверяет, что ей, Лариске, надо поступить на курсы продавщиц... «Женщине, – говорит Жорка, – нечего соваться в серьезные дела». Они часто спорят через «переводчика». Это Иван Яковлевич – розовый старикашка, «хороший знакомый» всех, непонятно каких, «обездоленных россиян»... И вообще ничего в нем не понятно Лариске, кроме разве того, что водить знакомство с ним не стоит: Только портит Жорку этот Иван Яковлевич разными выдумками о России, где он когда-то, что-то, до революции. К тому же еще и подхалим он: «Молодец, Лариса... умница, Лариса...» Это за то, что уехали они из Жданова в Париж... Все школьники в Советском Союзе, по его мнению, – рабы, потому что их заставляют работать... Надо же такое сморозить!
– Врете вы все! – выпаливает Лариска в лицо Ивану Яковлевичу и сама удивляется, как это у нее вырвалось и как это с ним после такого не случается удар. – А то, что работать нас заставляют, так очень даже хорошо. Вот я окончу... то есть не я, а Оля – подружка, что в Жданове осталась, – окончит школу, и будет у нее специальность...
Грубо выходит. Но так ему и надо... Если б не этот Иван Яковлевич, если бы могла она его прогнать, а Жорке доказать, что рассуждает он как мещанин, да еще если б здешние девушки и ребята имели побольше гордости и стремления к чему-то важному в жизни, как ее ждановские одноклассники, то можно сказать, что Лариске хорошо в Шампани... И в Сен-Дени... И вообще в Париже. Если бы...
Много их уже накопилось. Ох, как много!
На отца смотреть жалко. Приходит по вечерам такой «навестингаузенный», что еле на ногах держится, будто на нем воду возили.
Если б работать ему не десять, а семь часов, как прежде на заводе Ильича!..
На днях ходили по магазинам. Отец искал туфли. Фасон подходящий. Стал примерять.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.