Толчок этому «великому переселению народов» на театральных подмостках дал когда-то Виктор Розов. Но первому путешественнику — Андрею Аверину из пьесы «В добрый час!» — действительно необходимо было ехать. Мальчишеская романтика сочеталась в нем с жаждой самостоятельности, ему нужно было найти себя, а в Москве, под крылом не в меру заботливой мамы, сделать это было почти невозможно. Розов увидел этот характер и причины, его породившие, в действительности. А потом, в других пьесах других драматургов повторяется только прием, ситуация, в которую удобно вставляются любые характеры, уже без объяснения причин или по причинам надуманным, ложным.
Сам Розов уже давно ушел и от этой ситуации и от круга проблем, затронутых в пьесе «В добрый час!». Но ушел не в сторону, а вглубь. Восемнадцать лет было Андрею Аверину. Шестнадцать — Олегу Савину, герою следующей пьесы Розова, «В поисках радости». Четырнадцать — Ивану Неделину из «перед ужином», последней розовской пьесы. Исследуя характер молодого человека наших дней, драматург стремится дойти до истоков. Первый этап исследования завершен, и сейчас Розов возвращается к тому, с чего начал, но уже на новом уровне. Пьеса, над которой он работает, — о заводской молодежи.
Розовская целеустремленность, последовательность и творческая глубина очень пригодились бы многим нашим молодым драматургам, пишущим о своем поколении, «о времени и о себе».
* * *
Наше путешествие подошло к концу. На разных его этапах мы пытались взглянуть на нашего молодого современника глазами драматургов. Часто это было нелегко: мешали штампы, модные или устаревшие приемы, за которыми порой скрывались и человек и время. Но иногда со страниц пьес возникали черты поколения. Хочется, чтобы наша драматургия создала его образ.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.