Мне было, наверное, лет восемь, когда привалило вдруг это нежданное счастье: мне подарили конек. Не коньки, а именно конек — один, точенный-переточенный, диковинно большого размера. Но на валенок его все же можно было приспособить, и в тот же день я уже гонял мяч на нашем пруду — «главном стадионе» болшевских ребятишек.
Так произошло мое знакомство с хоккеем, и вот уже более тридцати пяти лет я верен этой замечательной игре — чудесной спутнице нашей русской зимы. Ну вот, скажут скептики, весь мир играет «в шайбу», наша сборная — четырехкратный чемпион мира, а Трофимов опять за свое — прославляет умирающий вид спорта, к которому молодежь давно потеряла всякий интерес.
Ну, начну с того, что такие высказывания (а их приходится слышать довольно часто) исходят из совершенно ошибочной предпосылки: дескать, существуют два хоккея, и вот один «одолел» другого. Я сам играл «в шайбу», и даже за сборную СССР, так что никак не отношусь к числу противников этого хоккея. Дело же все в том, что, кроме общности названия и чисто внешних атрибутов (лед, клюшки, ворота, которые надо «взять»), эти две игры не имеют ничего схожего и существуют совершенно самостоятельно, никак не мешая друг другу. Так что весь конфликт оказывается совершенно надуманным и исходит в основном от людей, имеющих поверхностное представление о спорте.
Что же касается разговоров о потере интереса к хоккею с мячом, то давайте вернемся к ним после того, как мои оппоненты съездят в города Урала, Сибири, Дальнего Востока и попробуют купить билет на мало-мальски интересный матч команд мастеров. Можно, конечно, посоветовать им поехать в Архангельск: там по крайней мере рядом со стадионом растут деревья, с которых отлично видно поле. Но и в этом случае нужно прийти к стадиону заранее, иначе все «места» окажутся занятыми.
Впрочем, довольно об этом, давайте лучше я вам расскажу о том, за что у нас любили и любят хоккей с мячом. Он существует на Руси с тех незапамятных времен, когда появились первые коньки. Разумеется, тогда не знали английского слова «хоккей» и употребляли совсем другие названия: «загон», «кубарь», «клюшки». Цель же во всех этих народных играх была одна: как можно быстрее провести мяч из одного места в другое.
Историки спорта утверждают, что первый официальный хоккейный матч в нашей стране состоялся 66 лет назад — 8 марта 1898 года — играли две команды «Петербургского кружка любителей спорта».
А первое международное турне русских спортсменов состоялось девять лет спустя. Выступая в Германии, Норвегии и Швеции, они одержали шесть побед, сделали ничью и лишь один матч проиграли. С тех пор международные связи наших любителей хоккея — «бенди» (так его называют в скандинавских странах) — постоянно развиваются.
Мы любим хоккей с мячом прежде всего за вихревую скорость бега, которую диктует большая ледяная площадка, как правило, равная по своим размерам футбольному полю. В команде играют одиннадцать человек, так что игровая нагрузка здесь ничуть не меньше, чем в хоккее с шайбой.
Но важно ведь не только убежать от противника или догнать его. Главное — забить гол, и поэтому каскад финтов, умение выдать точный пас по коварному ледяному зеркалу ценятся куда выше одного быстрого бега. В хоккее с мячом нет силовых приемов — это позволило довести обводку до степени подлинного искусства. Попробуйте-ка удержаться на ногах, просто ведя мяч клюшкой, и вы убедитесь, что это не так уж легко.
Помнится, в довоенные годы играл за московский «Буревестник» Успенский, которым до сих пор не устает восхищаться наш выдающийся хоккеист Михаил Иосифович Якушин (именно хоккеист, а потом уже футболист). Успенский мог вести мяч по прямой, никуда не отклоняясь, а защитники один за другим оставались позади, обманутые одной лишь игрой тела, обманными движениями, которыми он владел в совершенстве.
Да и сам Якушин был в этом отношении просто изумителен. Он был очень скуп и на первый взгляд нетороплив в своих движениях, но, странное дело, «противники» никак не могли его догнать, делая по два-три шага на один акушинский.
Когда-то Андрей Петрович Старостин сказал Якушину фразу, которая, по-моему, применима ко многим мастерам: «В футбол ты пришел из хоккея». Кочетков, Николаев, Демин, Петр Дементьев, Лапшин, Сергей Соловьев, Мошкаркин, Николай Ильин, Гранаткин, Бобров, братья Старостины... «Да ведь все это история советского футбола!» — воскликнете вы. Совершенно верно, но в не меньшей степени это история хоккея с мячом.
Хоккей с мячом и футбол очень близки друг другу, они, по-моему, куда ближе, чем «шайба» и «мяч». Зимой наши футболисты именно на хоккейных полях оттачивали свое мастерство, совершенствовали технику, особенно искусство обводки и паса. И нынче среди футболистов есть немало признанных мастеров клюшки: Лев Яшин, Игорь Нетто, ленинградец Николай Рязанов...
Парадоксально выглядит сейчас история появления в столичном «Динамо» Игоря Численно и Валерия Маслова, которые были приняты в команду мастеров... по хоккею.
Мне кажется, что некоторые наши тренеры совершенно напрасно отказываются от хоккея как способа подготовки футболистов. В значительной степени здесь сказывается сила инерции: ведь бразильцы или англичане в хоккей не играют, ну и мы тоже... В результате стали забываться проверенные многолетней практикой отечественные методы тренировок.
Был период, когда хоккей с мячом в нашей стране начал отставать, приходить в упадок. Объясняется это очень просто. У нас только-только начали культивировать хоккей с шайбой, и многие общепризнанные мастера с энтузиазмом занялись новым спортом. Всеволод Бобров, Николай Сологубов, Аркадий Чернышев — сейчас эти имена известны всему миру. Но они не «Иваны, не помнящие родства», и не раз публично подчеркивали, что именно маленький хоккейный мячик помог им раскрыть все секреты канадской шайбы.
Сейчас замечательная русская игра переживает вторую молодость. Наши ребята — чемпионы мира, у нас появились отличные команды в Свердловске, Хабаровске, Красноярске, Кемерове, Нижнем Тагиле и многих других городах. В мастерстве такие спортсмены, как Евгений Папугин, Николай Дураков, Валентин Атаманычев, Михаил Осинцев, ни в чем не уступают признанным корифеям прежних лет. Растет новая смена, уважающая старые, добрые традиции и одновременно привносящая в игру что-то свое, новое, передовое.
И в этом нет ничего удивительного. Ведь просто здорово пробыть целых два часа на свежем морозном воздухе, покататься на коньках, развлечься игрой, в которой без сообразительности, хитрости, сноровки не обойдешься! К тому же хоккейную площадку можно залить без особых затрат везде, где есть футбольное поле и... мороз. А потом надевайте обычный лыжный костюм, коньки и спешите на поле — мяч уже в игре, он ждет вас...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.