Репортаж из дома № 4 по улице Михайлова в г.Москве
Чем знаменит этот дом? Может быть, он построен из какого-то особого материала? Или необычен своим внешним видом?
Да нет. Самый обыкновенный, обычный дом. Пятиэтажный. Кирпичный. Семьдесят шесть квартир.
И все-таки дом этот особый. Ровно год назад здесь шумела стройка... Этот шум не смолкал даже к ночи. В темноте включались прожекторы, освещая длиннорукие краны и строителей. Комсомольская бригада Ивана Крохина решила сдать этот дом на два месяца раньше срока, к открытию XXII съезда партии. Год назад здесь шла битва за дом. Год назад Валерий Сухоцкий, начальник участка, сидел ночами в конторке, внося дополнительные расчеты и изменения в чертежи. Помню, как тогда на свой страх и риск, не дожидаясь разрешительных бумажек, комсомольцы изменили направление теплоцентрали: иначе не успевали сдать дом досрочно. Работали сверхурочно. За себя, за проектировщиков, за дорожников и даже за садовников.
И вот прошел год. Целый год прожили люди в доме № 4 по улице Михайлова, И я снова пришла сюда. Пришла, чтобы узнать, как прожил дом этот год – первый год после XXII съезда. Узнать о том, что принес он людям. И о том, что принесли ему люди, этому вдвойне юбилейному, сорок пятому году Советской власти. И вот передо мной первая дверь...
лаборантка
Если ходить из квартиры в квартиру, нельзя не заметить, что в каждой – один, два, три шкафа набиты книгами, иногда шкафов не хватает, и самодельный стеллаж, упершись в потолок, молчаливо свидетельствует: здесь учатся, или учились, или будут учиться.
– Никто не хочет быть неучем, – объясняет Алле Полюшкина из 66-й квартиры. – Неудобно как-то, время сейчас такое...
Алле Полюшкиной в сентябре исполнилось 18 лет, она только что вернулась из морского путешествия.
– Это был мой первый отпуск в жизни, – сияя, говорит она, – и, конечно, это самое значительное для меня событие года! Поймите, первый трудовой отпуск! Я ехала теплоходом по Черному морю, была в Крыму и на Кавказе, и самое главное, – гордо добавляет она, – все это на деньги, которые заработала сама в своем первом трудовом году! И потом, что тоже важно, это было первое самостоятельное путешествие, без родителей!
Первый отпуск после первого трудового года! Пожалуй, действительно, не каждый год в жизни бывает такое событие...
Алла еще полна впечатлений, и, видно, ей хочется рассказать обо всем. Первое купание под Гагрой... Потом групповой поход в горы, где-то недалеко от Гудаут...
– Если бы вы знали, какой там воздух в горах! Вот абрикосы из Одессы – угощайтесь!.. А какое солнце в Крыму, в Мисхоре!.. Но знаете, под конец захотелось сюда, в Москву... Честное слово!.. Соскучилась... По всему: по дому, по маме, по Москве... И особенно по работе.
Аллу Полюшкину отличает черта, общая для нашей молодежи, – жадные, настойчивые поиски своего места в жизни, увлеченность своей работой и обязательно – в хорошем смысле слова – некоторая романтизация выбранного пути.
Год назад, когда Алла с семьей получила квартиру в этом доме, перед ней встал извечный вопрос: кем быть? Какой выбрать путь? Школа окончена, и впереди так много интересного, неизведанного, заманчивого.
Каждый решает эту проблему по-своему. Одних манят таежные дали, другие хотят испытать свои силы в науке. А может быть, лучше всего стать педагогом? Только от тебя зависит, какой путь выбрать, единственно верный и правильный, твой путь.
Алла твердо решила: буду инженером-автодорожником. Пусть она ничего не знает о своей будущей специальности. Неважно. Такая специальность не может быть плохой. Все время в пути, всегда новые впечатления, новые края...
Алла поступила на вечернее отделение института и, чтобы не терять времени даром, решила устроиться «а какую-нибудь работу. Поступила лаборанткой в институт искусственной кожи. Училась, работала... И вдруг...
. – Вы знаете, – как-то удивленно хмуря брови, говорит Алла, – я сама удивляюсь, как это получилось... Совершенно неожиданно! Увлеклась я, что ли... Поступила вроде на временную работу и вдруг полюбила ее по-настоящему... Да вы только подумайте, какая радость, когда в магазинах люди склоняются над сделанной тобою вещью, разглядывают eel Знаете, в этом году я сама видела, каким успехом пользовались на Всесоюзной выставке в Манеже вещи, сделанные из материалов наших лабораторий... И главное... – Девушка на секунду задумывается, как бы собираясь с мыслями, и потом говорит: – Я убеждена, что это действительно нужные, красивые, способные доставить людям радость вещи: цветные практичные и элегантные пальто из искусственной кожи, сумки, обувь... Ведь это нужно нашим людям... Это же государственной важности вещи!.. – выпаливает она, неожиданно смутившись. – В общем... – Алла смотрит на меня и твердо добавляет: – Решено: досдам один экзамен и перехожу в Институт легкой промышленности! Знаете, – вдруг смеется Алла, – ведь космонавт Николаев тоже когда-то учился в лесном техникуме, а потом стал летчиком и, видите, не ошибся!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.