– Будь мужчиной. Держись, Алоиз!
Он держался совсем неплохо. Однако ему чего-то не хватало. Совсем чуточку. То мужества, то выносливости, то внимательности. А может быть, он был еще немного «сыроват», как говорят опытные боксеры о молодых. В 1959 году все четыре предфинальных боя он выиграл «за явным преимуществом». Финал Туминьш – Шейкман. Леонид Шейкман – удивительный боксер, «король» сюрпризов. Он может победить самого блестящего боксера и вдруг проиграть второразрядному бойцу.
...Алоиз обыгрывал Шейкмана. Он был собран, точен и резок. Второй раунд. На какую-то секунду Туминьш забыл, с кем имел дело, потерял бдительность – и тут же оказался на полу. Он заставил себя подняться, но Шейкман снова сбил его с ног...
В 1960 году он дрался в финале с Володей Каримовым. И снова победа досталась не ему. Но это было уже последнее поражение. С тех пор он не проигрывал. Он стал чемпионом страны. Причем в первом же бою встретился с Каримовым и победил его... Да, весь 1961 год он не знал поражений!..
Щербаков вынимает у него из-под майки сырое полотенце. Пора вставать. Он встает. Он чувствует себя здорово. Он выигрывает снова, и сейчас нужно завершить то, что уже сделано в первых двух раундах.
Илоиз идет вперед. Левой, левой. Неожиданный выпад – и правая потрясает Каспшика. Тот пытается ответить, но Туминьш уже на дистанции и снова готовит атаку. Снова он плетет тонкую сеть обманных движений, снова быстрые легкие удары сбивают Каспшика с толку, путают его, злят. И как только Касппшк допускает малейшую ошибку, Туминьш бьет правой. Каспшик «прилипает» к противнику. Но Туминьш бьет снизу.
Бывает, к боксеру приходит вдохновение. Да, именно вдохновение. Он видит все и все чувствует. Он реагирует на малейшее изменение ситуации. Он словно обнаженный нерв. Это случается тогда, когда отличная спортивная подготовка сочетается с моральным подъемом. Именно такое вдохновение испытывал и Туминьш. У него выходило все. Все удавалось. И его энергия казалась неистощимой. Всем было ясно, что Касппшк уже ничего не сможет сделать. Но Каспшик не привык сдаваться.
Раунд длится три минуты. Но когда ты проигрываешь, это время кажется неизмеримо длиннее. Так казалось и Каспшику. Только не давать Туминыпу бить. Каспшик наваливается на него. Ловит руки. Захватывает. Кекки расталкивает их.
– Брек!
И Алоиз, прежде чем снова Каспшик «прилипнет» к нему, успевает выпустить серию ударов в голову, в корпус, снова в голову. Это последний раунд. Нужно отдать все. И он идет и идет вперед, хотя у него тоже почти нет сил. Он заставляет себя бороться с усталостью. И о том, как ему трудно, знает он один...
Звучит гонг. Туминьш и Каспшик обнимают друг друга. Оба они пожимают руку Кекки и идут в свои углы. Каспшика окружают журналисты. Что-то говорят, но Каспшик качает головой. Он проиграл. Он это знает.
Щербаков расшнуровывает боксерские перчатки на руках Туминьша. От рук веет жаром. Кекки, перегнувшись через канаты, о чем-то говорит с судьями. Потом зовет боксеров на центр. Они подходят. Кекки берет Туминьша за руку и поднимает ее вверх.
– Победил Туминьш!
* * *
...Каждое утро на бульвар имени Райниса выходит человек в синем демисезонном пальто. Он толкает перед собой детскую коляску. В коляске – трехмесячная девочка, его дочь. Навстречу идут прохожие, здороваются, оглядываются ему вслед.
– Привет, Алоиз! Он кивает головой.
Тут нет ничего странного. Его хорошо знают в Риге, Алоиза Туминьша, чемпиона страны и Европы по боксу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.