1962 год ознаменовался невиданными в истории США выступлениями американских студентов за прекращение ядерных испытаний и гонки вооружений. По всей стране начали создаваться новые молодежные группы и организации борьбы за мир, многие из которых выпускают собственные листовки, газеты, брошюры и журналы. В этой разнородной массе антивоенных публикаций одним из наиболее зрелых является журнал «Сэнити» («Здравый смысл»). Его издает группа прогрессивных студентов и аспирантов Висконсинского университета, включающая активистов популярного в Америке движения за разумную ядерную политику. На первой обложке «Сэнити» надпись: «Журнал посвящен миру и разоружению», а на последней обложке смелая фраза: «В нашей стране мощные силы, желающие продолжения «холодной войны», препятствуют обсуждению основных вопросов, связанных с гонкой вооружений. Журнал «Сэнити» предлагает читателям критический анализ всех проблем, стоящих перед американцами, которые борются за дело мира».
Мы знакомим вас с выдержками из статьи редактора журнала Ричарда Робертса. В ней поднимается самый насущный вопрос студенческого движения США: о борьбе с истинными виновниками гонки вооружений и «холодной войны».
16 и 17 февраля около пяти тысяч студентов и учеников старших классов собрались в Вашингтоне, чтобы выразить протест против возобновления Соединенными Штатами ядерных испытаний и потребовать положить конец гонке вооружений. Президент Кеннеди откликнулся немедленно и... выслал студентам двадцатилитровый бак с горячим кофе. Но если этим исчерпывается влияние демонстрации на правительство, то широкая огласка, которую она получила во всех основных газетах, по радио и телевидению, непременно будет иметь более серьезные последствия. Теперь ясно, что студенты больше не намерены игнорировать внешнюю и внутреннюю политику правительства. Инертность, преобладавшая ранее в их политической деятельности, ушла в прошлое, и студенты в состоянии увлечь за собой огромное число последователей и привлечь к себе внимание общественности. Тем не менее сейчас важно задать вопрос: в каком направлении развиваются выступления студентов, каковы конкретные цели движения за мир и какие уроки можно извлечь на будущее из вашингтонских демонстраций 16 и 17 февраля?
Стоит внимательно проанализировать одно из впечатлений, которое демонстрация произвела на общественное мнение, а именно: хотя студенты выступали за мир и разоружение, у них не было ясности и единства в том, чего они требуют от правительства, помимо прекращения ядерных испытаний и отмены программы гражданской обороны. Предписываемое конгрессмену Холлфильду высказывание, что студентам «промыли мозги», в какой-то степени отражает мнение многих наблюдателей, согласно которому за требованиями и протестами студентов едва ли скрывается настоящее понимание политической обстановки.
По моему мнению, вашингтонская демонстрация отличалась не только тем, что со стороны студентов не было критики по существу, что они не понимали международную политику, которую осуждали, но н тем, что они абсолютно не хотели касаться настоящих проблем «холодной войны».
Студентам не хватает умения определить место гонки вооружений в «холодной войне»: они уклоняются от любого вопроса, который показал бы сложные взаимоотношения между военной промышленностью и гонкой вооружений. Тот факт, что Соединенные Штаты получают от «холодной войны» большой куш, что Советскому Союзу разоружение экономически выгодно, что выдвигаемая студентами программа разоружения с инспекцией и демилитаризация Центральной Европы были предложены советским блоком, – этот факт ускользает от их внимания. Критикуя США неопределенно, как, например, программу гражданской обороны, они в то же время не могут или почти не могут отчетливо критиковать политику нашей страны; они забывают об экспансии Соединенных Штатов на Кубе, в Южном Вьетнаме и Лаосе.
Это часть позиции «третьего лагеря», которая преобладала среди студенческих групп в Вашингтоне. Эту позицию занимает, в частности, Студенческий союз за мир, который в своей декларации заявляет: «Чтобы быть эффективным, любое движение за мир должно быть независимым от существующих блоков держав», – а затем доводит эту мысль до прямо-таки идеалистических выводов.
Но следует признать, что эта позиция кажется крайне привлекательной для большинства американских студентов. Они достаточно разочарованы в политике своего правительства, чтобы не присоединяться к основным партиям, но в то же время недостаточно свободны от влияния американской пропаганды, чтобы критиковать Соединенные Штаты там, где это нужно..
Существует опасность, что, если это движение будет расти – а оно, несомненно, будет расти после того, как завоевало известность и популярность во время вашингтонской демонстрации, – оно может потерять значительную часть своей эффективности. Если большое число студентов будет показывать общественности, что оно по-настоящему не понимает проблем «холодной войны», то это может скорее дискредитировать студенческое движение за мир, чем помочь ему.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.