Урок танца

Н Чернова| опубликовано в номере №878, декабрь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Все, что вы видите на этих фотографиях, снято в Ленинградском хореографическом училище. Объектив зафиксировал события всего лишь одного дня. День балетного артиста – это тяжелый, каждодневный физический труд, это жесткий режим, которому танцовщик должен без всяких отклонений подчиняться всю жизнь, кем бы он ни был: учеником младших классов или прима-балериной.

Слава этого здания на улице Росси давняя и прочная; она связана с именами замечательных мастеров балета прошлого и наших дней. Здесь, кстати, начинала свой путь на сцену и Галина Сергеевна Уланова. Наш репортаж мы начинаем с музея, которому в училище принадлежит особая роль.

Всякий музей остается в конечном счете музеем. Но этот – еще и класс.

Здесь проходят занятия по одной из важнейших дисциплин программы – истории балета. Здесь же девочки и мальчики в девяти – одиннадцатилетнем возрасте изучают не только историю танца, но и геометрию, литературу. Ведь выпускник хореографического училища после девяти лет занятий получает удостоверение артиста балета и аттестат зрелости. Он может поступить в любой вуз страны... Но главное все-таки балет.

В помещении музея идет урок по истории танца, а из других классов слышится музыка. Разные по сложности движения классического, исторического, характерного танцев проделывают ученики, но цель одна – овладеть азбукой танца, чтобы потом научиться складывать эти буквы в слова, фразы и уже со сцены театра поведать хореографические романы и поэмы.

Майсур Еникеев еще только начинает постигать азы балетной премудрости. Он совсем недавно узнал, что держать руки в жизни и балете нужно совсем по-разному.

Оказывается, правильное положение рук для артиста балета не менее важно, чем искусство владеть ногами. Над техникой рук начинают работать с первого класса и продолжают всю жизнь. Гульбахар Мусаевой из Туркмении хорошо знакома поэзия льющихся, поющих движений туркменского танца. А здесь нужно освоить и другое – академизм классических позиций. Только что ее руки были в точной классической позе, а сейчас они «вздохнут», плавно опустятся вниз, на секунду замрут, чтобы в следующий момент снова ожить по приказу педагога.

Рабочий день училища продолжается. Из залов звучит музыка, слышатся голоса преподавателей. А в эти звуки вливается речь на десятках языков. При училище есть национальные студии, в которых учатся многие будущие танцоры и те, кто уже поработал на балетных сценах зарубежных театров. Недаром слава русского балета, его школы прочно утвердилась во всем мире.

Восемнадцати лет артист балета покидает училище и вступает в труппу театра. Но на этом не обрывается его связь со школой. Очень многие танцовщики возвращаются в школу уже педагогами.

Александр Иванович Пушкин преподает классический танец мальчикам шестого класса. Сам он окончил училище в 1925 году вместе с

Мариной Семеновой и был ее партнером на выпускном концерте. Уже больше тридцати лет приходят к нему вот такие мальчики и девочки, и больше тридцати лет Александр Иванович учит их волшебному искусству танца. Фамилия паренька, который вон там, справа, выглядывает из-за чьей-то спины, Звездочкнн. Недавно он увидел по телевизору, как танцует Вахтанг Чабукианн, и сказал, что будет танцевать так же, как он. И даже выучил вариацию Чабукианн и показал ее нам. На фотографии этого не покажешь, но, поверьте, это было интересно.

В этот же день мы видели концерт, который училище давало для воинов Советской Армии. В этот день Валя Муханова танцевала Панночку из. балета «Тарас Бульба», Сюзанна Саад и Костя Руссо из Молдавии – «Бразильское самбо», Жанна Шарова и Евгений Мясшиев – Коломбину и Арлекина из «Карнавала» на музыку Шумана.

Вообще говоря, репертуар концертов школы очень разнообразен. И в этом особый смысл. Здесь и отрывки из старых, классических балетов, – ведь, не овладев классикой, трудно осваивать и новое в балете. Тут и сцены из балетов советских композиторов, тут и номера, родившиеся в самой школе. Они приучают искать, думать, пробовать и нередко получают путевку в жизнь на профессиональной сцене.

В училище мы увидели известную балерину Татьяну Михаиловну Вечеслову, которая репетировала в тот день с молодыми артистами Театрa оперы и балета имени Кирова Натальей Макаровой и Юрием Соловьевым ведущие партии «Лебединого озера». Кажется, еще совсем недавно они так же, как и нынешние ученики, наблюдали из-за дверей за такими же репетициями мастеров. А сегодня Макарова и Соловьев – артисты. Но их по-прежнему называют здесь просто Наташа, просто Юра. Усталые, снова и снова, в который раз в жизни . (наверное, уже не в сотый, а в тысячный), повторяли они перед Вечесловой знакомые движения, бились над техническими сложностями. Труд 7– искусство, труд – творчество. А через два дня состоялся спектакль. Надела белоснежную пачку балерина Макарова, а солист балета Соловьев – традиционный колет. Выслушала последние замечания народной артистки Натальи Михайловны Дудинской ученица Наташа. И вышли на сцену юная Одетта и принц Зигфрид. Полился пластический рассказ о силе верной любви. Зал аплодировал. И в тот же день из Парижа пришло письмо, в котором сообщалось, что танцовщику Юрию Соловьеву Парижская академия танца присудила премию имени выдающегося артиста Вацлава Нижинского. Зал аплодировал, а нам вспоминалась репетиция, просторные залы с зеркалами по стенам в здании на улице Росси. Здесь учился когда-то и сам Нижинский, из этих стен вышли и новые знаменитости, а школа живет своими буднями и праздниками. Мы рассказали всего лишь об одном дне. А их много. Для тех, кто здесь учится, это целая жизнь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены