Под вертолетом висел планер. Потом планер отцепился и ринулся в пике ...хвостом вниз. Спустя секунд пятнадцать летчик вывел его из этого необычного положения и приступил к каскаду фигур высшего пилотажа. Над летным полем Тушинского аэродрома, заполненного тысячами москвичей, пришедших на последний авиационный праздник, гремел голос диктора: «Планер «Амур» пилотирует летчик-испытатель Герой Советского Союза Сергей Николаевич Анохин».
Сережа Анохин... Я перенесся на три с лишним десятка лет назад в чудесный уголок Крыма — Коктебель. Парил планер. Не в небе Москвы — над Черным морем.
Здесь созданное в 1923 году Общество друзей Воздушного флота организовало первую планерную школу. Ее «строили» на базе кружка «Парящий полет», создателями которого были А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев.
И вот в эту самую школу редакция журнала «Самолет» направляет учиться меня, фотокорреспондента. Направляет для того, чтобы быть, так сказать, «авиационно грамотным». И хоть придирчивы «батя» —
Ни код им Симонов, старший инструктор, замечательный пилот, душа школы, его помощники — Сергей Анохин, Маргарита Раценская, Игорь Шелест, меня берут. А в конце обучения — первый полет. Летчик Георгий Лисецкий буксирует планер «Г-9». Восходящих потоков нет. Идем все дальше и дальше в море. Наконец я отцепляюсь. Прямо над морем. А все-таки лучше быть над сушей, ближе к школе. Поворачиваю к берегу. Планер плавно теряет высоту. Ох, хоть бы сорок минут продержаться! И тут... попадаю в мощный восходящий поток, который засасывает в облака. Слепой полет. И так четыре часа. А Иван Сухомлинов ходил вдоль склонов 36 часов, Лисицын — 381
Каждый год мы собирались в Коктебель на слеты. 1933 год. Начальнику планерного отдела Осоавиахима длинному-предлинному Леониду Григорьевичу Минову, которому я обязан увлечением авиацией, отдают рапорт на открытии слета.
Участники слета — это представители 150 планерных станций, 7 планерных школ, 650 кружков, работающих в стране!
Десятки различных конструкций парящих аппаратов, большинство которых было построено в порядке личной инициативы, демонстрировали в Коктебеле участники слетов В. К. Грибовский, Б. Н. Шереметьев, Г. Грошев, В. Емельянов. Все новые и новые аппараты привозил вихрастый паренек — Олег Антонов, ставший выдающимся авиационным конструктором.
...Предвоенные годы. 13 из 18 международных рекордов принадлежат советским планеристам! Оля Клепикова проходит на одноместном планере 749,203 километра! Рекорд, который не удается побить и по сей день. Чудеса пилотажного искусства демонстрирует Сергей Анохин. '«Щелкают» рекорды участники группы Виктора Расторгуева. Подрастает Виктор Ильченко, который в пятьдесят третьем пройдет по прямой 829,822 километра...
...Советскому планеризму сорок лет. Годы — это путь. Путь от примитивных планеров до совершеннейших парителей, таких, как «А-15». Путь от нескольких десятков энтузиастов до тысяч, увлеченных авиационным спортом. Ведь сегодня наши планеристы проводят в воздухе в десять раз больше времени, чем, скажем, пять лет назад. Ведь сегодня парящим полетом увлечены не только в Москве и Ленинграде, но и в каждой республике. А не знавшая авиации Йошкар-Ола растит мастеров спорта, планеристов международного класса.
...В подмосковном небе парит планер. Сотни тысяч зрителей аплодируют и мастерству пилота и дерзновению конструкторской мысли. А я все еще думаю о тех, кто первым распахнул дверь в голубой океан.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.