Новая выставка питерской арт-группы «Doping-Pong» – графика из фильма «Игла Remix»
В 2010 году увидела свет новая версия культового фильма времен перестройки - «Игла» с Виктором Цоем в главной роли. Режиссер картины Рашид Нугманов, снявший эту ленту еще будучи студентом ВГИКа, не рассчитывал на ее последующий триумфальный кинотеатральный прокат, а потому многие нюансы сюжета картины остались недоработанными. Двадцать лет спустя, режиссер решил доделать свой дипломный фильм, ставший, неожиданно для всех, классикой советского «нео нуара».
Поскольку исходные материалы утрачены, а исполнитель главной роли погиб в автокатастрофе, Нугманов использовал при создании новой версии картины, названной им «Игла–ремикс», фрагменты своей старой курсовой работы – документального фильма «Йя-Хха», одним из героев которой так же был легендарный лидер группы «Кино». «Йя-Хха» официального проката не имела, а потому эпизоды с участием Виктора Цоя остались неизвестными широкой публике.
В работе над новой версией фильма принял участие почти весь творческий коллектив старой «Иглы»: оператор-постановщик Мурат Нугманов, актеры Петр Мамонов, Александр Баширов, Марина Смирнова, Архимед Исаков и Геннадий Люй. Музыка была заново записана собравшейся с этой целью группой «Кино», а легендарный барабанщик Георгий Гурьянов даже оставил в картине свой видео след – мелькнул ди-джеем в чашке кофе, который пьет главный герой картины Моро.
В небольших эпизодах снялись и многие другие известные представители питерской и московской богемы: арт-директор картины «Игла-ремикс» Дима Мишенин (клоун-телохранитель), Света Зомбирелла (девушка в клетке), и Допингерл в роли живой куклы.
Помимо «Кино» в работе над саундтреком к «Игле-ремикс» приняли участие группа «Messer Chups» и Игорь Вдовин.
Главной изюминкой картины стала графика арт-группы Doping-Pong. Питерские художники, к которым обратился Нугманов, отрисовали героя фильма Моро в тех эпизодах, которые были необходимы для визуализации новых элементов сюжета. Благодаря тщательному изучению образа Цоя, членам команды Doping-Pong удалось воспроизвести пластику и стилистику исполнителя главной роли так точно, что он словно ожил в новом воплощении.
Появление рисованных эпизодов неожиданно поставило «Иглу-ремикс» в один ряд с лентами, снятыми по мотивам комиксов. Но если картины, подобные «Городу грехов», строились на материализации персонажей популярных книг, то в случае «Иглы» живой человек обрел своего рисованного двойника. И теперь, благодаря концептуальному сходству с прототипом, Моро, а вместе с ним и Цой, имеют все шансы ожить в виде героев комиксов.
При подготовке проекта «Игла-ремикс» художники Doping-Pong использовали самые разные техники: царапки иглой, графити на стене и даже японскую акварель, но в окончательную версию картины вошли лишь те рисунки, которые были нанесены на газетные передовицы, что дало возможность персонажам изъясняться без традиционных комиксных пузырей, - а с помощью газетных заголовков. Это необычное решение позволило создать своего рода «олд скульный» советский комикс, органично вплетенный в живую ткань старого фильма.
Графически отображенные сюжетные линии относятся в основном к завязке: Спартак, одноклассник и друг детства рок-музыканта Моро, предлагает ему принять участие в запрещенных боях без правил. Моро нужны деньги на аппаратуру, Спартак это знает, а потому уговаривает его выступить против силача Эпштейна. Собрав ставки с бандитов, сутенеров и драг дилеров, Спартак перед самым началом боя тайком вызывает милицию, на которую работает информатором, сдает всех, кого может, и пускается в бега, прихватив деньги. Далее сюжет развивается как в оригинальной «Игле» – Моро находит Спартака, требует причитающуюся ему долю, а попутно пытается помочь бывшей подружке избавиться от наркозависимости.
Частично отрисована и сестра Моро, исчезнувшая из первоначальной версии картины. Поскольку Моро вступает в единоборство с главным драг дилером, ей угрожает расправа от рук бандитов, подозревающих ее брата в краже наркотиков. Именно к сестре возвращается Моро, победивший всех своих врагов.
На экспозиции «Memento Morо by Doping-Pong» авторская графика к фильму «Игла-ремикс» представлена полностью, включая те работы, которые не вошли в окончательный вариант картины.
Так как эксперимент с вкраплениями рисунков оказался на редкость удачным, не исключено, что впоследствии на базе неиспользованных материалов будут сделаны и другие ремиксы «Иглы». Ведь ответвлений сюжета может быть сколь угодно много, а техника 3D и стремительно развивающаяся компьютерная графика дают возможность воплощать все более сложные анимационные приемы.
Выставка организована с целью знакомства аудитории с уникальным арт-экспериментом группы Doping-Pong, проведенном для создания новой версии культового фильма «Игла».
В качестве музыкального сопровождения выставки используется оригинальный саундтрек к фильму «Игла-remix».
Doping-Pong - пионеры digital art в России. Арт-группа основана в 1997 году в Санкт-Петербурге. В ее состав входят журналист Дима Мишенин, религиовед Анна Маугли и художник Посторонний В (ака Lova).
Начав с публикаций арт-комиксов в журналах «Птюч» и «Ом», Doping-Pong создали серию совместных проектов с фотографом Андреем Чежиным, один из которых – «Любовь к себе, разве это не прекрасно?», выставлявлялся в Музее сновидений Зигмунда Фрейда в 2001 году. С этого момента началось сотрудничество арт-группы с одним из самых таинственных музеев Петербурга. В середине нулевых, в 2005 году, Doping-Pong устроили сразу две выставки в стенах Музея Фрейда: «Bad Boy» (по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Нехороший мальчик»), при информационной поддержке запрещенной газеты Национал-Большевистской партии «Лимонка», а также курировали экспозицию милитаристических детских рисунков Романа Аверина «Patrioticomix».
«Memento Моro» – первая выставка Doping-Pong в Музее Фрейда в этом десятилетии и четвертая по счету в этом веке.
Сайт Doping-Pong: www.dopingpong.info
Сайт фильма «Игла Remix»: www.iglaremix.com
Сайт режиссера: www.yahha.com
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Красотой церквей и станций метро Россия обязана трем поколениям мастеров
Картина «Пир в доме Левия»