ПРЕЖДЕ, чем ударить на прииск Пянь - Эр - Гоу, командир партизан Амба Полосатый собрал по старому обычаю своих дружинников в круг.
- Дело такое, товаре партизаны. Сидор Волк - про него, однако, вы слыхали?
- Как же, он на американский прииск подался со своими братишками.
- Ну, дак - дак. Значит, поднял он на драге красный флаг. Да кишка слаба. Народ у него тоже челдон на челдоне. Опять же дроворубы: хунхуз на хунхузе. Помощи просит Волк. Обязаны мы ему помочь.
- А как же американцы - то?
- Главный американ, баггермейстер 1) Гек Уайт, ускакал вьючною тропою и, надо полагать, приведет «колчанов» или японцев.
- Японцы не пойдут, сказал есаул Амбы, Икеша.
- Японцы не пойдут - манн наберет. Вооруженного народу по сопкам бродит несть числа...
Круг помолчал. Казаки, поникнув долу головами, так с минуту обдумывали дело - и Амба с Икешей, стоя в углу, видели только донышки барсучьих папах. Потом головы поднялись и по глазам Амба понял, что решение принято.
Только кто - то со второго ряда в кругу спросил несмело и дерзко:
- Крупки, чай поди, друга намыла не мало. Так ли, товарищ командир?
Амба ощерился:
- Урр! Ты не туляйся за спину - кто ты есть выходи... А, Николка, - враз так я и думал...
Круг расступился, чтобы показать командиру того, кто говорил. Это был коренастый, скуластый парень в черных жиденьких усах - по-видимому, из бурят...
Он выдержал взгляд Амбы Полосатого. И, видимо, все ждали, чтобы знать, на что идут.
- Крупки 2) там, говорит гонец, намыто близ десяти пудов. Кто работал на американке - слыхали - крупку там на самой дороге держат в бронированном шкафу. Это известно.
- А ключи?
- Ключи само понятно баггермейстер с собой взял...
- Шашку 3) заложить! - посоветовал кто - то опять со второго ряда. Амба опять рыкнул:
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из речи на X Моск. губернск. съезде РЛКСМ