Мы шли по оживленным улицам Ханоя. Ньи Куинь старалась скрыть лицо полями широкой шляпы, но ее узнавали все прохожие. Она отвечала на бесчисленные приветствия и как-то смущенно улыбалась.
– Вас смущает слава?
– О нет, – быстро ответила актриса, как будто давно ждала этого вопроса. – Меня тревожит то, что следует за известностью, – ответственность. Ответственность перед зрителем. Мне не хочется появляться перед ним в знакомом обличье мечущейся девчонки, хочется сыграть роль сильной, уверенной в себе женщины. Пока такой роли в сценариях не нахожу, поэтому и не снимаюсь уже два года. Работаю по-прежнему в своем родном театре «Золотой колокол».
Куинь еще не было четырнадцати лет, когда она поступила в школу при Государственном оперном театре, где работали ее родители – известные вьетнамские актеры Ким Суан и Нгуен Ван Лок.
У вьетнамского народного театра давние традиции. Чувства героя выражают не только слово и интонация, но и движение руки, поворот тела – фигура. Чтобы научиться этому, требуются порой десятилетия. Куинь освоила эти фигуры с детства, и учиться в школе ей было легче, чем многим другим. Через четыре года Куинь доверили сыграть главную роль в поэме «Кьеу». Эта роль и стала ее выпускным экзаменом в театральной школе.
– Теперь я знаю, кому передать свои роли, – сказала Ким Суан, обнимая дочь.
Но Куинь вовсе не мечтала играть на главной сцене страны, ее больше привлекал молодежный театр, созданный режиссером Туаном Шиу. «Золотой колокол» гремел, каждый его спектакль становился событием в театральной жизни Ханоя. Успех работам Шиу и его единомышленников принесли новаторство, режиссерская смелость, позволившие сплавить воедино достижения традиционного театра и реалистической драматургии. Куинь очень хотелось играть своих современников.
– Стоило ли для этого столько лет изучать фигуры?! – вздохнула мама и вдруг вспомнила, что сама мечтала о таком театре, когда впервые увидела во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве спектакли, созданные по пьесам Брехта. И в свои классические роли она после фестиваля стала вносить, к неудовольствию режиссеров, что-то свое. Необычность ее игры, возможно, и принесла ей славу. И все же она даже в мыслях не пыталась навсегда отказаться от традиционного выражения мыслей и чувств, от фигур национального театра. Но, быть может, у дочери своя дорога в искусстве?
В «Золотом колоколе» Куинь с радостью окунулась в атмосферу молодежного театра, где все равны и все ответственны за успехи и неудачи. В коллектив ее приняли легко и сразу, роли в пьесах предложили выбирать самой. Примерно через год о ней уже говорили, критики пророчили ей блестящее будущее и сравнивали ее игру с игрой знаменитой Ким Суан, хотя мать и дочь на сцене (иное дело в жизни) никогда не походили друг на друга.
Однажды после спекталя молодую актрису остановил кинорежиссер Чан Дак и протянул ей пачку бумаг: «Вашу роль я отметил красным карандашом. Посмотрите. Подумайте. Я зайду к вам за ответом дней через десять».
Родители Ньи Куинь к кино как к искусству относились несколько снисходительно, примерно так же они воспитали и свою дочь. Возможно, Куинь отказалась бы сразу от предложения Дака, но его уже не было рядом. Ушел. В руках осталась только прошнурованная пачка бумаги. Куинь сначала прочитала несколько реплик, помеченных красным карандашом, заинтересовалась: начала читать все подряд. И просидела над сценарием допоздна.
Медсестра Май понравилась ей сразу, Куинь ярко представляла ее мятущийся характер, ее поиски собственного места в жизни и, наконец, ее готовность пожертвовать всем личным ради общей победы.
– Ты сегодня слишком переигрывала, – бросил ей на следующий день после спектакля Туан Шиу. – Не заболела?
– Что вы, я совершенно здорова! – крикнула Куинь вслед уходящему режиссеру и неожиданно подумала, что тот совершенно прав: она действительно заболела и заболела так, что вместо сказочной принцессы пыталась изображать на сцене полюбившуюся ей медсестру.
Как медленно тянется время! Но Дак словно чувствовал ее настроение, появился уже на следующий день.
– Я был уверен, что вам эта роль придется по сердцу, – улыбнулся он, увидев радостное лицо Куинь.
Это настроение не покидало ее долгие месяцы съемок. Хотя и не все у нее получалось поначалу, и волновалась она перед кинокамерой, и вежливый. улыбающийся Дак неожиданно преображался на съемочной площадке, становился придирчивым и суровым. Куинь все равно было хорошо: она жила судьбой военной медсестры, мучилась ее заботами и страдала вместе с ней и другими бойцами – героями фильма «Солдатская баллада».
Уже на другой день после премьеры своего первого фильма, восторженно встреченного зрителем, Куинь снова была на съемочной площадке: режиссер Чан By пригласил ее на роль главной героини в фильме «Возвращенное свидание». Сюжет фильма несложен: крестьянская девушка Нэт любит бедняка, но родители решают выдать ее за богатого. Нэт убегает прямо из-под венца, прячется в соседнем селе в мастерской гончара, знакомится с рабочими, участвует в революционном движении и через многие годы приходит на свидание со своим возлюбленным, которого никогда не забывала. Так как действие фильма охватывает примерно тридцатилетний период, пожилую Нэт согласилась играть Ким Суан, окончательно уверовавшая в истинное призвание дочери. И сыграла она так, что многие зрители даже на заметили подмены, тем более что в титрах значилось только имя Куинь.
В двухсерийном фильме режиссера Бать Зьепа «Храмовый праздник», поставленного по мотивам романа Тю Вана «Ураган», изображена жизнь крестьян-католиков на побережье Тонкинского залива во времена коллективизации сельского хозяйства. Зьеп предложил молодой актрисе сыграть роль крестьянской девушки Ай, воспитанной в религиозном духе и всецело преданной церкви. И только любовь к «Вероотступнику» Выонгу помогает ей разглядеть истинную сущность руководителей церковной общины. Девушка, всегда бывшая послушной прихожанкой, порывает с религией. Борьба Ай за свое счастье и составляет основу этого фильма.
Несмотря на незамысловатость сюжета, фильм многое дал Куинь как актрисе и многого потребовал от нее. Впервые так долго и старательно готовилась она к съемкам: перечитала горы специальной литературы, посещала монастыри и храмы, подолгу беседовала с женщинами, чья судьба хоть в чем-то походила на судьбу героини.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.