«Женя Маслова»

А Ложечко| опубликовано в номере №555, июль 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодой писатель Владимир Добровольский знаком нашим читателям по повести «Трое в серых шинелях». которая была удостоена Сталинской премии. В этом произведении автор правдиво и интересно рассказал о жизни советских студентов в первые послевоенные годы. Он убедительно показал, как молодые советские люди, только что вернувшиеся с фронта, продолжают учебу, прерванную войной. трудятся, мечтают, строят своё будущее.

В новом романе Добровольского - «Женя Маслова» - мы встречаем старых знакомых: тут и студент Виктор Черкашин. и его жена Тамара, и профессор Деревянно, и преподаватель физкультуры Чемезов, и много ещё знакомых лиц. Однако «Женя Маслова» не является прямим продолжением первой повести Добровольского: В центре внимания автора новые герои, и. главное, тема, взятая им - жизнь университета, - приняла новое направление.

В. Добровольский в романе «Женя Маслова» поднимает очень актуальный животрепещущий вопрос: он показывает борьбу в науке двух сил - передового, материалистического марксистского мировоззрения и идеалистического направления, прикрытого туманной и пышной фразеологией, но на деле реакционного, ложного, антинародного. Автор показывает, как подлинно советские учёные восстают против схоластики в науке, ставят новые проблемы, упорно добиваются тесной связи науки с производством.

Вместе с тем Добровольский обращается в своём романе ещё к одной теме, которая также имеет широкое общественное значение: это вопросы любви, семьи и брака.

Таким образом. молодой писатель смело берётся за решение острых жизненных проблем, и в этом положительное в его новой книге. Недаром роман «Женя Маслова» привлёк широкое внимание студенческой молодёжи, обсуждался на читательских конференциях, в университетах и т. д.

В. Добровольский вывел на страницах своей книги ряд запоминающихся персонажей. Автор знакомит нас с маститым учёным профессором Яхонтовым. Этот человек ведёт исследовательскую работу, не интересуясь её реальным, практическим применением. Для Яхонтова эксперимент - это самоцель. Так, например, аспирантке Масловой он предлагает тщательно исследовать физические свойства тех сплавов, которые забракованы самой жизнью. В работах самого Яхонтова наблюдается незавершённость, разбросанность. отсутствие выводов. Он увлекается фактами как таковыми. Наконец, Яхонтов, в прошлом идеалист, на словах отказавшись от идеалистических взглядов, протаскивает их в завуалированном виде в своей статье, опубликованной в одном из московских журналов. Отрицательным персонажем повести является и доцент Бакеев. блестящий по форме лектор, но по существу человек, оторвавшийся от подлинной научной работы: в своих лекциях он не касается новейших исследований советских учёных, а ссылается только на устаревшие работы зарубежных авторов.

Бледнее показаны в романе некоторые положительные персонажи, знаменосцы передовой научной мысли. Это профессор Деревянко. студент Виктор Черкашин и другие. Они обнаруживают порочность научных взглядов профессора Яхонтова и вступают в борьбу с ним. утверждая такое направление в науке. которое связано с реальной жизнью, с требованиями страны и основывается на марксистском понимании роли и задач учёного. Образы профессора Деревянко и секретаря партбюро факультета Черкашина ярко запомнились нам по повести «Трое в серых шинелях», но в романе «Женя Маслова» они, к сожалению, очерчены бегло и схематично.

Центральный персонаж романа - аспирантка Женя Маслова. Она покинула мужа и с маленьким сыном приехала в родной город, чтобы продолжать здесь своё образование подготовиться к научной деятельности. Писатель рисует коммунистку Маслову как деятельного, умного, глубоко идейного человека, который упорно добивается осуществления поставленной цели, не считаясь ни с видимостью авторитета, ни с влиятельным положением своих противников.

В первой же главе романа мы сталкиваемся с Женей в тот момент. когда подвергся критике её отчёт об аспирантских занятиях. Маслова, несколько лет проработавшая на производстве, заинтересовалась влиянием, которое оказывает атмосфера, газы, на металлургический процесс. И она занимается исследованием явлений взаимодействия азота с железом.

Суровая критика не расхолаживает её; наоборот, вопреки установкам профессора Яхонтова, Маслова избирает именно эту тему для своей диссертации.

На протяжении всего хода повествования Женя Маслова разоблачает неправильные, антинаучные взгляды профессора Яхонтова, пишет диссертацию на тему, полезную и нужную производству, вместе с передовой молодёжью университета старается установить живую связь с производством. Правда, неизвестно почему, автор в конце книги искусственно нарушает целеустремлённость в действиях своей героини: из - за болезни сына она не участвует в окончательном разоблачении профессора Яхонтова. Но, так или иначе, эта сторона жизни Масловой вызывает уважение к ней. обогащает центральный образ романа.

Однако новая книга В. Добровольского имеет ряд недостатков, и о них следует серьёзно поговорить.

Как уже было сказано выше, значительное место в романе занимает судьба Жени. Во время войны Женя случайно познакомилась с инженером Григорием, вместе с ним эвакуировалась в глубь страны, полюбила его и вышла за него замуж. У них родился сын.

Но муж Масловой оказался сухим человеком: Григорий не уделял внимания семье, иронически относился к стремлению своей жены, продолжать образование. И Женя оставляет мужа, уезжает с сыном в родной город, поступает в аспирантуру, избирает самостоятельный жизненный путь.

Григорий пытается снова сблизиться с женой, но он для неё уже чужой. В её жизни всё большее место начинает занимать другой человек - капитан Нико Вашакидзе...

В первый же день знакомства Вашакидзе говорит Жене, что у него есть невеста, удивительная девушка, достойная большой и глубокой любви. Однако это признание не влияет на их отношения, не мешает возрастающему внутреннему сближению. Вскоре капитан уезжает на родину, в Грузию, где живёт его Ната. Сперва Женя и Вашакидзе изредка переписываются, затем переписка прекращается. Но Женя не забывает капитана: взяв отпуск, она едет вслед за своим героем в Тбилиси, прямо к нему домой. Происходит встреча Жени с Вашакидзе, с его невестой, с его отцом. Ната оказалась девушкой поверхностной. совсем непохожей на образ, нарисованный капитаном. Вашакидзе говорит Жене о своей любви к ней. Выясняется, что Нату он не любит и. собственно, никогда не любил. Но добившись того, о чём втайне мечтала. Женя неожиданно для всех уезжает из Тбилиси. прекращает переписку с капитаном.

Проходят месяцы. Женя получает письма из Тбилиси. Они неопределённы: Вашакидзе не решается высказать своё отношение к Жене. так как - де не знает до конца её отношений с мужем. Так и не выяснив их. он на последней странице книги делает предложение Масловой.

Из этого краткого пересказа видно, что отношения между Женей и Вашакидзе фальшивы и надуманны. Зачем автор заставляет героев недоговаривать, создаёт искусственные преграды для простых человеческих отношений, усложняет их?

Образ капитана Вашакидзе вообще вызывает недоумение. Сначала он «показался Жене неестественным, наигранным: каждую минуту придумывает себе новое обличье...». Затем Маслова меняет своё мнение о капитане. Его хвалят отец, Ната, им восхищается и сама Женя, и солдаты, которых он обучает, и сам автор. Между тем читатель вовсе не видит Вашакидзе в действии, в реальных взаимоотношениях с людьми. А там, где эти отношения возникают, они, как мы уже говорили, фальшивы: придуманная любовь к Нате, неестественность отношений с Женей и т. д.

Противоречив образ Григория. Судя по всему, он глубоко любил Женю и продолжает её любить. Сама Женя говорит о нём, что он «очень талантливый человек. Очень сильный. Сразу полюбила его. Уважала за энергию, за ум, за работу. Словом. - за всё... и... я его разлюбила». Григорий предстаёт перед читателем как человек, более достойный любви, чем капитан Вашакидзе, и уход Жени от мужа кажется поэтому неоправданным.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Календарь "Смены"

Классик болгарской литературы