Земля Сибирская

К Вачнадзе| опубликовано в номере №732, ноябрь 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

ИСКАТЬ - ЗНАЧИТ НАХОДИТЬ

Целый день ехали мы по степным дорогам Тувы. К вечеру у подножия отрогов Восточного Танну - Ола разбили палатку на берегу озера Чжигатай. В этом большом живописном водоеме почему - то живут только щука и язь. Но зато в таком количестве, которое может привести в трепет каждого любителя рыбной ловли. Когда стало темно, над нашим костром дымилось полное ведро свежей ухи. А на следующий день рыбу пришлось заготовлять впрок: Демин поймал на спиннинг шестнадцать щук, а шофер нашей машины, Руйга и я, составив «экипаж» другой лодки - долбленки, выудили на червя более двадцати килограммов язей. Выпотрошенную и присоленную рыбу решили повезти в подарок археологу Кызласову.

- Джурут! - по - тувински скомандовал весельчак Демин, что должно было означать: пошли, вперед! Снова заклубилась позади нашей машины пыль. И вот мы в Тандинском районе Центральной Тувы, в маленьком лагере археологов у весело журчащей протоки быстрого Элегеста. Пока готовился ужин, начальник экспедиции Леонид Романович Кызласов успел показать нам место ближайших раскопок.

Кругом темнели большие, довольно глубокие выемы. В каждом из них виднелось нечто вроде выложенной каменными плитами дорожки. Рядом с раскопами лежали груды полукруглых светлых черепков. Некоторые из них были украшены орнаментом. Нам, не посвященным в тайны археологии людям, конечно, трудно было разобраться, что представляли собой все эти сохранившиеся остатки седой старины.

- То, что вам показалось дорожками, является верхней частью канов - широко распространенных в Китае обогреваемых каменных лежанок, под которыми проходят сложенные из плит каналы - дымоходы. А черепки - это остатки черепицы китайского типа в виде желобов и узких полуцилиндров. Обратите внимание, какой замечательной крепостью она обладает.

С этими словами Леонид Романович поднял кусок черепицы и с силой ударил его о камень. Раздался звон, кусок отскочил далеко в сторону, оставшись целым и невредимым.

- С черепицы - то все и началось. Но об этом потом, - сказал Кызласов, чему - то улыбнувшись.

Он с увлечением рассказывал нам о результатах раскопок: экспедиция сделала важные для науки открытия. Даты, наименования исчезнувших древних династий и целых государств, перечисления найденных при раскопках предметов сплетались в яркую популярную лекцию о прошлом этой далекой страны, средневековая история которой была до сих пор совершенно неизвестной.

Внимательно слушали мы разъяснения археолога. Чувствовалось, что он очень любит и в совершенстве знает дело, которому посвятил всего себя без остатка.

Когда началась Отечественная война, комсомолец - хакас Леонид Кызласов, уроженец города Абакана, был студентом Московского университета. Со второго курса исторического факультета он ушел на фронт защищать Родину. В самом конце войны был тяжело ранен и вышел из госпиталя инвалидом - осколок оторвал ему кисть левой руки. Кызласов снова вернулся в университет и закончил его в 1949 году. А первая его научная статья, «Археологические заметки о некоторых древностях Хакасии», была напечатана годом раньше. С тех пор Кызласов опубликовал более двадцати работ. Два года назад ему было присвоено звание доцента кафедры археологии.

Теперь мы подошли к ответам на вопросы, которые, естественно, возникнут у многих: как был открыт древний кара - китайский город в Туве и явилось ли это случайностью?

Нет, это была не случайность. Начиная с 1946 года Кызласов каждое лето проводил в экспедициях. Пешком он исходил вдоль и поперек не только Хакасию и Туву, но и пустынный Центральный Казахстан, пытливо изучал курганы, могильники, выщербленные временем камни с полустершимися письменами. С каждым годом прибавлялось опыта, знаний. Постепенно у молодого ученого стала расти уверенность в том, что черепица, виденная им когда - то на раскопках в Туве, по времени, качеству, форме одинакова с той, которую он встречал в древних городищах Семиречья. А раз так...

Но эту смелую догадку надо было проверить.

Следы каменных строений на правом берегу Элегеста открыты при участии Кызласова еще в 1947 году, когда он был в экспедиции студентом - практикантом. Однако тогда археологи решили, что обнаруженные ими одиночные постройки являются развалинами недавних буддийских хурэ - лам - ских монастырей, разрушенных в годы революции и гражданской войны. В 1956 году Леонид Романович решил детально обследовать эти развалины. При расколках были обнаружены остатки большого городского центра, весьма необычного для многотысячелетней истории кочевого населения области. Так пришел Кызласов к научному открытию, проливающему свет на многие, до сих пор бывшие неясными историко - культурные проблемы, важные не только для истории Тувы, но и для познания далекого прошлого широких пространств Центральной Азии, начиная от Северного Китая, территории Монгольской Народной Республики и Синьцзяна вплоть до Средней Азии. Когда мы приехали к Леониду Романовичу, его экспедиция уже завершала начатые в прошлом году работы.

... На следующий день художники уехали в живописное ущелье Элегеста писать этюды, а я продолжал знакомиться с материалами раскопок. Кызласов показал мне позеленевшие от времени медные китайские монеты с квадратными отверстиями в центре и четырьмя иероглифами по бокам. Таких монет найдено семь, все они однотипны и имеют одинаковую надпись: «Да Дин тун бао», то есть «расходная монета (правления) Да Дин». Эти денежные знаки выпускались в 1161 - 1189 годах императором Ши - цзуном из чжур - чженьской династии Цзинь. Они свидетельствуют о том, что кара - китаи не имели в Туве своего денежного чекана и пользовались монетами чжурчженей. Отсутствие в развалинах более ранних и более поздних монет позволило сделать вывод, что кара - китайский город на Элегесте существовал относительно короткий срок, во второй половине XII века, и был заброшен в начале XIII века, когда кара - китаи были вытеснены из Тувы монголами, создавшими в то время свое первое государство во главе с Чингис - ханом.

Леонид Романович рассказал, что экспедицией были раскопаны жилища разных слоев населения: рядовых земледельцев, ремесленников, зажиточных горожан, торговцев. Несмотря на многие китайские черты, выявившиеся в архитектуре зданий города, она отмечена глубокой самобытностью и своеобразием, отражая особенности, присущие киданьскому градостроительному искусству. Особенно богатым по архитектуре и скульптурному декору оказалось большое административное здание, служившее, очевидно, приемной или канцелярией кара - китайского «вана» (князя, наместника). Оно было построено целиком из кирпича, на известковом растворе, и состояло из одного квадратного парадного зала. Черепичная крыша, выложенная широкими желобами, заканчивалась по краям полуцилиндрами, украшенными круглыми налепами со штампованными изображениями физиономии рогатого и бородатого демона, очевидно, «хранителя домашнего очага».

В оживленной беседе принял участие весь небольшой состав экспедиции: заместитель Кызласова, недавно получивший звание кандидата исторических наук Юрий Семенович Гришин, младший научный сотрудник Института истории материальной культуры, и фотолаборант Московского университета Владимир Васильевич Сухов, и только что перешедшие на второй курс студенты исторического факультета МГУ комсомольцы Наташа Жуковская, Тамара Барцева и Вадим Егоров. Нужно ли говорить о том, как они были рады и горды тем, что первая в их жизни практика оказалась такой интересной!

Недавно мы встретились с Леонидом Романовичем в Москве. Оказывается, после нашего отъезда из Тувы экспедиция сделала новое важное открытие: недалеко от города Шагонара она обнаружила еще одно древнее кара - китайское городище. Здесь были найдены уникальные памятники древнего государства киданей - статуя Будды и огромная каменная черепаха весом около полутора тонн.

Эта земля ждет вас!

Через перевалы и долины добрались мы и до Огневки, которая на карте Тувы теперь значится как Хову-Аксы. До революции это было одно из самых глухих и страшных мест даже для старой Сибири. Кругом тайга, рядом вздымаются хребты Танну - Ола, на вершинах которых и летом не тает снег. Когда - то стояла здесь таежная заимка некоего Огнева. Сюда стекались всякие темные люди, одиночки - золотоискатели; они мыли на горных ключах золото, промышляли зверя и жили, не подчиняясь никаким властям. Но всех их держала в кабале большая семья хищников Огневых, установившая на заимке свои законы. Все «пришлые» обязаны были работать на Огнева. Покинуть хозяина, вернуться домой им уже не удавалось.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены