Затем нам довелось увидеть цирки, «моря» и хребты извечно скрытой от нашего взгляда стороны лунного диска.
Но вот что является характернейшей чертой первых лет завоевания Космоса: все, что мы узнали, все, что мы увидели, мы узнали и увидели с помощью автоматических приборов.
Улитка, высовывая из раковины рожки, обшаривает ими окружающее пространство. Находясь на Земле, мы тоже обшарили ближние окрестности планеты с помощью своего рода «рожек» - автоматики и телемеханики. И автоматика и телемеханика стали
давно привычными, но если вдуматься... Люди оставались на Земле, тогда как их глаза, уши, их осязание находились в тысячах и сотнях тысяч километров от планеты! Не чудо ли это?
Да, чудо! Особенно, если учесть, что таким способом познаны вещи, находящиеся вне восприятия человеческих органов. Например, отсутствие у Луны магнитного поля. Или то, что верхние слои атмосферы под воздействием солнечной радиации льют во все стороны рентгеновский свет.
Но почему же тогда на втором спутнике была послана в Космос Лайка? И почему два месяца назад была проведена генеральная репетиция полета человека во Вселенную - запуск на орбиту и возвращение на Землю планетолета с его многочисленными живыми обитателями?
Приборы, как бы совершенны они ни были, не заменят человека. Им нужна программа. А программу люди составляют, исходя из земных представлений о Космосе. Было бы непростительной самонадеянностью утверждать,
что эти представления являются полными. Автоматы не могут заметить непредвиденное, доложить о тех свойствах космического пространства, о которых мы, быть может, и не догадываемся.
Сейчас, после запуска второго советского космического корабля и после его благополучного возвращения на Землю, среди иностранных специалистов окрепло убеждение, что первым, кто побывает в Космосе, будет советский человек.
Три года тому назад за рубежом терялись в догадках: как случилось, что не Америка, а СССР первым вырвался в космическое пространство? То, что на протяжении последующих трех лет Америка так и не сумела догнать нас на космической беговой дорожке, удивляет иностранцев, судя по печати, уже меньше.
Это означает, что в капиталистическом мире начинают понимать причину технического и научного превосходства нашей страны.
в чем же эта причина? Ясное дело, не в деньгах: кто скажет, что Америка - бедная страна? И не в том, что в США нет талантливых ученых и инженеров. По некоторым частным направлениям развития космической техники у американцев есть большие достижения.
Но для капиталистической техники и науки характерна разрозненность усилий, Возникает масса планов, ведутся многочисленные разработки, разом конструируются чуть ли не десятки типов ракет. Распыление сил усугубляется конкуренцией, соперничеством
монополий, каждая из которых стремится протащить непременно свое. Отсюда огромное количество проектов и ни одной отработанной до конца конструкции.
Могут ли американцы устранить эту, бесспорно, главную причину своего отставания? Могут, но... не устранят: конкуренция, разобщенность усилий, отсутствие единодушия так же присущи капитализму, как дереву корни.
Освоение Космоса, связанное с небывалой концентрацией сил и средств, оказалось той задачей, которую история задала соревнующимся системам.
До начала соревнования в Космосе для многих па Западе не было ясно, сможет ли страна социализма справиться с научными и техническими проблемами лучше, чем капиталисты. Теперь, когда дорога в Космос стала для СССР аллеей побед, кто усомнится в этом? Титаническая задача по плечу только титану.
Говоря о будущем космонавтики, обычно указывают на планеты солнечной системы - вот арена новых свершений. Да, несомненно, уже недалек день, когда след человеческой ноги отпечатается на пыли лунной равнины, когда усталые исследователи сядут отдохнуть на берег одного из марсианских каналов. Все это, несомненно, будет. И, хотя мне уже немало лет, я уверен, что окажусь всему этому свидетелем.
Но мне хотелось бы остановиться, если так можно сказать, на космическом будущем Земли. Что дадут нашей родной планете космические полеты?
Моряк имеет точную карту рифов, мелей и скал. Машинист электровоза хорошо осведомлен об уклонах и поворотах дороги. И лишь агрономы лишены четкой перспективы и сегодня не знают,
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Окончание. Начало см. в № 19