Беседа нашего корреспондента Д. Биленкина с профессором Г. И. Покровским
С палубы корабля в небо уходит веретенообразное тело. На всколыхнутых волнах -отблеск ракетного пламени. Мазки краски горят, точно брызги огненного металла...
Такая картина висит в кабинете доктора технических наук Георгия Иосифовича Покровского. Картина написана давно. Ее автор - сам Покровский. Энтузиаст астронавтики, он доверял холсту самые смелые свои мечты.
Минуло три года со дня запуска первого советского спутника, многие мечты ученого стали явью.
- Самое великое в осуществленных космических полетах, - говорит Г. И. Покровский, - даже не полученные с их помощью научные результаты... Мне припоминается маленькая железнодорожная станция близ Алма-Аты. Зябкий осенний вечер, ветер согнал тучи, и взглядам пассажиров открылись горы, их морщинистые каменистые склоны, заснеженные вершины.
Те, кто видел горы впервые, стали гадать, какой они высоты.
- Две тысячи метров... Три... Самые смелые называли, цифру
четыре тысячи метров.
А это был Тянь-Шань, его шеститысячеметровые вершины.
Ошибиться было нетрудно: отсутствовал масштаб для сравнения.
вот так нет масштаба и для оценки космических полетов. Они несоизмеримы с прошлыми достижениями науки и техники. Проявившееся сейчас могущество человека не укладывается в привычные мерки.
Маленький штрих: двигатель космической ракеты в какие-то секунды старта развивает мощность, равную мощности нескольких крупнейших гидростанций, скажем, нескольких куйбышевских ГЭС. Где и когда достигалась на нашей планете столь высокая и мгновенная концентрация полезной энергии?! Я говорю «полезной», чтобы отмести в сторону термоядерные взрывы, служащие пока целям разрушения, а не созидания.
Мы говорим и пишем: ракета летела так точно, потому что на начальном участке пути она управлялась по радио. Формально это верно. А по существу такая фраза не доносит до нас грандиозности свершенного.
Космическая ракета не просто управляется по радио, она летит как бы в канале из направленных радиоволн. Используется, по сути дела, древний принцип артиллерии. Отличие только в материале, из которого сделаны стенки ствола. Ракета летит по каналу электромагнитной пушки длиной в сотни и тысячи километров. Чуть корабль коснется неосязаемых стенок, и безотказные механизмы тотчас выправят траекторию.
Созданные человеком машины, дома, дороги состоят из вещества видимого, конкретного, грубого. Но для полета на Луну, Венеру, Марс, Юпитер человек построит в Космосе мост из электромагнитного поля. Столь грандиозное
применение этого (невиданного прежде строительного материала означает качественно новый этап развития техники.
Человек сумел поставить себе на службу новые формы материи, новые виды энергии. И вот их вершинное воплощение - космические полеты. За последние три года мы шагнули в мир иных измерений и представлений. Теперь нам жить в нем.
Не подумайте только, - продолжает Г. И. Покровский, - что я стремлюсь преуменьшить значение научных открытий, сделанных за три года космической эры. За это время мы узнали о Космосе столько, сколько вряд ли узнали за весь прошлый век.
Что нам было известно хотя бы об окрестностях Земли - заатмосферном пространстве? Да почти ничего. Иначе не было бы сенсацией открытие двух экваториальных поясов радиации вокруг Земли. Удаленные на расстояние в несколько тысяч километров, они состоят в основном из несущихся с громадными скоростями электронов и протонов, ионизирующее действие которых вредно для человека. За три года мы составили достаточно подробную «карту» околоземных просторов, нанесли на нее опасные «мели». Теперь мы знаем, где должна пролегать трасса межпланетного корабля, на котором полетит человек; старт будет дан из Арктики или Антарктики в обход поясов радиации.
Мы получили сведения о составе и состоянии верхних слоев атмосферы. Мы убедились, что атмосфера простирается гораздо дальше, чем это предполагалось. Это привело к коренному пересмотру взглядов на «кухню» земной погоды. Мы убедились, что ключ к происхождению гроз, ураганов и многих других атмосферных явлений лежит в заоблачной выси и что погода творится не только в приземных слоях воздуха, но и на всем протяжении от Земли до Солнца.
14 сентября прошлого года предмет, сработанный человеком, металл, помнящий прикосновение человеческих рук, пролетев триста восемьдесят четыре тысячи километров межпланетной пустоты, впервые коснулся лунной поверхности. вторая советская космическая ракета, образно говоря, перерезала ленточку, открыв космическую трассу Земля-Луна.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.