Запорожец за Уралом

Руслан Первицкий| опубликовано в номере №1421, август 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но вот и другие данные. На выездной коллегии Госплана СССР, проводившейся в Тюмени, говорилось, что за двенадцатую пятилетку численность работников Западносибирского топливно-энергетического комплекса возрастет с 700 тысяч до 1150 тысяч человек. Иначе говоря, в этих краях предстоит построить, заселить и обжить современный город с населением в четыреста с лишним тысяч человек.

— Гораздо больше, — подсказал начальник подотдела Госплана СССР А. С. Халоберда. — Надо ведь еще прибавить членов семей. То есть четыреста пятьдесят тысяч новоселов умножить на два с половиной — учесть коэффициент семейности. Но мы в подсчетах уменьшили его до двух.

— Почему?

— Потому что даже при намечаемом на пятилетку значительном росте жилищного строительства в регионе создать здесь нормальные условия для всей массы приехавших не удастся. Отставание по обеспеченности жильем. услугами здесь хотя и сократится по сравнению с общесоюзными нормами. но не будет преодолено окончательно.

Значит, и кадровый дефицит сохранится, а по некоторым расчетам даже возрастет. Как быть?

Две трети приезжающих в Сибирь, на Север, живут здесь самое большее год. Приезд, поселение, отъезд каждого стоит примерно 25 тысяч рублей. То есть опять потери и потери. И вот из создавшегося весьма трудного положения подсказан выход: вахтовый метод. И не просто вахтовый по схеме уже отработанной: базовый город — вахтовый поселок, испытанный на севере и юге, а вахтово-экспедиционный, который еще называют «межрегиональным обменом трудовыми ресурсами». Обмена, строго говоря, тут нет. Есть организованная переброска людей с Волги. Кавказа, с Украины, из Белоруссии, Средней Азии специальными рейсами в Тюменскую и Томскую области. На работу.

Нет сомнения, что в ВЦСПС, в Госкомтруде, в Миннефтепроме и в местных органах в свое время тщательно взвесили все «за» и «против», прежде чем признали этот метод неизбежным. «За», собственно говоря, единственное: без помощи «летающих» бригад сибиряки просто не справятся с колоссальными объемами работ. Этот единственный, но веский довод отмел все и всякие «против». Какие могут быть сомнения, если «летающие» бригады уже бурят в регионе 40 процентов скважин, а в двенадцатой пятилетке бурить потребуется в полтора раза больше. В тех же пропорциях прибавится работ всех других видов. Как тут без помощников?

Сегодня их, прилетающих только в Тюменскую область, уже 100 (сто!) тысяч человек. В Межведомственной территориальной комиссии Госплана СССР по Западной Сибири подсчитали: ежегодно их перелеты обходятся в 800 тысяч тонн керосина. В пересчете на нефть — четыре миллиона тонн. В ближайшее время, добавляют, число летающих бригад почти удвоится, переброска их по воздуху станет дороже.

В объединении «Нижневартовскнефтегаз», крупнейшем в Главтюменнефтегазе.. каждый десятый работник — прилетающий издалека, через полстраны. Что показали первые годы этого трудового десантирования? Прежде всего, что сэкономить за счет него на соцкультбыте. как кое-кто надеялся, не удалось. Приезжим работникам, как и местным, нужны полноценные условия для труда и отдыха. Надо думать о том, где их разместить, где им мыться, сушить одежду, греться, смотреть кино, проводить собрания, питаться, а если надо — лечиться. И к чести, например, иванофранковцев. они с первых же дней проявили больше заботы о своих посланцах, чем иные местные руководители о постоянных, местных рабочих.

Жизнь, далее, заставила подсчитать и результативность труда вахтовиков из других регионов. Она оказалась невысокой. Так, если средняя проходка скважины на одну буровую бригаду у сибиряков составляла недавно 50,2 тысячи метров, то у «десантников» — 32,5. В вышкостроении примерно то же: местные бригады строят в год в среднем 51,8 буровых вышек, приезжие — 31,6. У строителей, транспортников, рабочих других специальностей картина примерно та же самая. В итоге выходит, что для выполнения работ одинакового объема «кочующих» требуется в 1,3 — 1,5 раза больше, чем «оседлых», местных работников. Соответственно и оплата приезжих примерно на четверть ниже.

Конечно, немало рабочего времени у них съедают пересадки с самолетов в вертолеты, ожидания летной погоды в аэропортах, у посадочных площадок. Да и последствия перелетов сказываются на результативности труда. Но есть и еще фактор, с которым хочешь не хочешь приходится считаться: к технике, находящейся за тысячи километров от родного дома, трудно привыкнуть как к своей, за которую несешь ответственность. Ее, эту технику, берегут меньше, из нее стремятся выжать все, что можно и чего нельзя.

И вместе с тем прилетающим все-таки легче, чем местным работникам, ведь после вахты они возвращаются в обжитые места, к налаженному быту. Туда. где дом со всеми удобствами, хороший климат, сад. У северян же все это в дефиците. Вот почему в Сибири все чаще действуют по принципу: на помощь надейся, а сам не плошай. А это значит — создавай людям такие условия для труда, быта, отдыха, как в Стрежевом, как в коллективах объединений «Сибкомплектмонтаж», «Уренгойгаздобыча» и «Надымгазпром», где вопросы труда, быта, отдыха решаются в комплексе и упор делается не на перекачку рабочей силы из других экономических регионов, а правильное ее использование прежде всего на месте. Или как в Управлении буровых работ №2 «Сургутнефтегаза» под руководством Героя Социалистического Труда Г. М. Левина. Достигни все сибирские буровики таких же скоростей проходки, как здесь: 100 тысяч метров на бригаду в год, и нужда в великом авиакочевье из других регионов наверняка отпала бы. Ну, а спросите того же Левина, благодаря чему достигнута такая выработка. В основе, ответит он, создание стабильного коллектива, забота о людях, работающих, так сказать, классическим вахтовым методом: с базы (из Сургута) летят на вахту и обратно. И работа хорошо отлажена, и дом, семья не за тридевять земель. Все крепко, надежно. Текучесть рабочих кадров в управлении не выше четырех процентов.

О семье как факторе стабильности экономической, социальной приходится думать все чаще.

— Жить в отрыве от семьи не депо, — рассуждает председатель сельского Совета Ямбурга А.Ларичев. — Верно говорят: крепкая семья — крепкая держава. Надо, чтобы рядом с кормильцем, работником жена блины пекла, детишки в ванне плескались. И ему спокойнее, и им. Жизнь здоровее, а дела идут тогда весело и споро.

Почему он так настойчиво говорит об этом? Потому что судьба, будущее Ямбурга, строго говоря, еще не решены (об этом, кстати, «Смена» уже писала). Быть ему городом, как Певек, Билибино, Норильск, или все сведется к созданию здесь условий лишь для отдыха вахт, привозимых за сотни километров — из Надыма, Уренгоя, где инфраструктура уже создана, а то и за тысячи — с Волги, Украины. Сводить все к этим вариантам на бумаге проще простого. Так сказать, отсечь часть забот о школах, детсадах, устройстве семей и многом другом. На деле же это сегодняшнее «отсечение» оборачивается множеством завтрашних сложностей.

— Только что был парень из Запорожья, — говорит Ларичев. — Механизатор. Спрашивает: везти ему жену сюда? Где рожать ей? Где жить, и так далее. Жизнь своего требует.

Одну из главных своих задач Ямбургский Совет видит в том, чтобы жизнь населенного пункта с самого начала не пошла тем трудно управляемым, едва ли не стихийным путем, как не раз бывало в Среднем Приобье, где, не дождавшись капитального жилья, люди громоздили балки, бараки.

Каждое ведомство при этом создает свою систему отопления, энергопитания, свою связь.- И выходит, как в том же Сургуте: строительством, эксплуатацией жилья распоряжаются полтора десятка, водоснабжением командуют тринадцать разных хозяев. Узковедомственное удобство каждого из владельцев рождает общее, большое неудобство в управлении, в обслуживании населения, требует массы дополнительных людей. Экономисты подсчитали, что только централизация всех подобных «самостийных» служб и хозяйств позволит высвободить две с половиной тысячи работников. Это в одном только Сургуте. В целом же по комплексу дефицит кадров сплошь и рядом уживается с явным их избытком. Так, 1300 предприятий топливно-энергетического комплекса имеют 150000 единиц различного транспорта. С обслуживанием, ремонтом машин, рассредоточенных и по массе порой просто карликовых хозяйств и контор, связана примерно треть всех работающих. Централизация в этом деле, по самым скромным подсчетам, способна высвободить 35 тысяч человек.

В своих кадровых заявках на новую пятилетку руководители ряда строительных организаций исходили не из высшей производительности труда, достигнутой, например, в том же «Сибкомплектмонтаже» за счет высокой механизации, а из существующей, когда сорок пять процентов работ выполняется вручную. Если так будет продолжаться, то людей в Сибирь не навозишься.

Вывод отсюда может быть лишь один: своего рода северная надбавка нужна не только к оплате, а к жилищным нормам, к комфорту, к обеспеченности услугами, медицинской помощью и всем тем, что делает жизнь человека полнокровной, яркой, гармоничной.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Твой автопортрет

Заполнив анкету «Смены», 4 тысячи читателей стали соавторами социологического исследования, предпринятого журналом