«Приступить к формированию Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Построить железнодорожную линию Тында – Беркакит. Развернуть строительство Нерюнгрияского угольного разреза, обогатительной фабрики и Нерюнгринской ГРЭС».
(Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы»)
И а фоне заснеженных сопок ярко-оранжевый самосвал со сверкающей в солнечных лучах черной горой угля в кузове выглядел очень впечатляюще – просто глаз не оторвешь. Начальник штаба ЦК ВЛКСМ на строительстве БАМа Валентин Сущевич улыбнулся: «Красиво? Любуйтесь-любуйтесь, а то скоро эта картина останется только в воспоминаниях». И не было в голосе Валентина даже нотки сожаления.
Действительно, как ни хотелось бы машины с углем на автодорогах назвать символом освоения некогда безлюдного края, но, как это порой бывает, символизируют они сегодня не только наступающее будущее – промышленную разработку богатейших угольных месторождений, но и уходящее прошлое: скоро, очень скоро работу самосвалов возьмут на себя железнодорожные составы. Потому что возить уголь Южной Якутии на автомобилях равносильно попытке вычерпать море чайной ложкой.
...Молва о богатствах якутских недр ходила давно. Вот что писал географический сборник «Азиатская Россия» еще в 1905 году: «Возле Якутска, по Алдану в громадном количестве выступает железная руда. В самом городе на базаре за бесценок продаются громадные глыбы ея, взятые прямо с поверхности земли. Якуты обрабатывают ее так же, как древние греки. Они обкладывают кусок руды в камельке углями, поддерживая жар маленькими ручными мехами; когда углерод выгорит, кузнецы обламывают шлак и полученную ноздреватую массу обрабатывают молотами. Из местного железа якуты выковывают охотничьи ножи, славящиеся во всей области. Несмотря на то, что местные залежи железной руды совсем нетрудно исследовать, в этом отношении не сделано почти ничего».
Долгое время разведка подземных запасов Якутии казалась делом, лишенным практического смысла. Самые оптимистические прогнозы геологов тонули в обилии тут же возникающих вопросов. Хорошо, допустим, есть и уголь, есть и руда. Но как их вывезти в промышленные районы страны? Можно бы построить здесь заводы и рудники, но как «забросить» сюда строительные материалы и оборудование? И еще вопрос: кто будет добывать руду и уголь, варить сталь? Ведь на многие сотни километров вокруг в этих местах нет не то что городов, но и по-настоящему крупных поселков. Даже сегодня изыскатели рассказывают, что на водоразделах бесчисленных здешних рек они встречали непуганых зверей и птиц. Здесь немало мест, где не ступала нога человека в самом прямом смысле этого, казалось бы, отжившего выражения.
Ответы на все эти вопросы могла дать только железная дорога. И она их дала. Рядом с пришедшими сюда в день рождения комсомола рельсами стоит своеобразный памятник – монумент в виде огромной глыбы угля. На нем начертано: «Строителям БАМа, открывшим путь к несметным богатствам Якутии. Октябрь 1977 года. Ст. Беркакит».
Ясным субботним утром 29 октября прошлого года на эту новорожденную станцию приехали, пожалуй, все нерюнгринцы (как непривычно еще звучит это слово, но лет через пять оно прочно войдет в наш лексикон!). Приехали на праздник, посвященный открытию рабочего движения по трассе Малого БАМа. И здесь же, на митинге, прозвучал девиз нового этапа социалистического соревнования строителей Южно-Якутского территориально - производственного комплекса: «От последнего звена железной дороги – к первому эшелону угля из Нерюнгринского разреза!»
Под этим девизом трудятся сейчас комсомольцы-бамовцы, которые взяли обязательство сдать линию Тында – Беркакит в постоянную эксплуатацию в нынешнем году. Под этим девизом работают и комсомольцы комбината «Якутуглестрой», решившие уже к 60-летию Ленинского комсомола засыпать в железнодорожные вагоны первый уголь Нерюнгри.
Формирование Южно-Якутского ТПК начинается с разработки угольных богатств региона. Лишь сотую часть этих запасов содержит угольный пласт на берегу речки Нерюнгри, но и этого хватит не на один десяток лет, начиная с 1982 года, когда Нерюнгринский разрез выйдет на проектную мощность – начнет отгружать тринадцать миллионов тонн коксующегося угля в год.
И что очень важно – для добычи угля здесь не надо строить шахты. Мощные 20-кубовые экскаваторы, в ковше которых можно бы спокойно разместить вполне приличную комнату, с поверхности земли возьмут «черное золото», чтобы погрузить в гигантские 180-тонные самосвалы. По специально построенной трассе эти автовагоны доставят уголь прямо к железнодорожному причалу, откуда начнется его путешествие по рельсовому пути.
Следует отметить, что из всех районов, прилегающих к трассе Байкало-Амурской магистрали, якутский участок оказался самым подготовленным к приему первого поезда, к практической отдаче – это результат хорошо продуманной стратегии освоения края.
Сейчас в карьере разреза «Нерюнгринский», похожем на вогнутую овальную чашу размером шесть на четыре километра, идут вскрышные работы. Чтобы добраться до угольных толщ, предстоит взорвать и снять с вершины месторождения миллионы кубометров пустой породы.
Но уголь Нерюнгри «работает» уже сегодня. По автодорогам машины везут его на Чульманскую ГРЭС, на предприятия Алдана и, конечно, на юг, в сторону Тынды, – для нужд строителей БАМа. Только это еще не тот «большой уголь», о котором мечтает каждый житель Нерюнгри – самого молодого и, пожалуй, самого перспективного города Южной Якутии.
Слово секретарю комитета ВЛКСМ комбината «Якутуглестрой» Ерболу Жа-нисову:
– Строители БАМа сдержали свое слово – досрочно привели первый поезд в Беркакит. Теперь главнейшей становится другая задача: закончить строительство угольного разреза. Труженики нашего комбината, среди которых почти тысяча комсомольцев, решили внести в планы свою, комсомольскую поправку – отгрузить первый эшелон угля на год раньше намеченного срока. В наших обязательствах отражены и энтузиазм строителей и точные расчеты, так что мы уверены: в дни празднования 60-летия комсомола по бамовским рельсам прогрохочет первый состав с южноякутским углем. Разумеется, для этого требуется полное напряжение сил, использование всех резервов. Готовясь достойно встретить ХУШ съезд ВЛКСМ, комсомольцы комбината объявили первый квартал нынешнего года ударным. На всех участках с особой силой разгорелось социалистическое соревнование в честь высшего форума комсомола. Комсомольско-молодежная комплексная бригада Анатолия Кныша из СУ-13, которая работает на строительстве фундамента обогатительной фабрики, дала слово уложить в первом квартале 4,5 тысячи кубометров бетона вместо 3 тысяч по плану. А комсомольско-молодежная бригада шоферов Анатолия Фогеля, работающая в автобазе № 3, выступила с инициативой: «План трех лет пятилетки – к XVIII съезду ВЛКСМ!» Увеличивая темпы работ, не забываем мы и о бережливости: десять тысяч рублей обязались внести комсомольцы в предсъездовский фонд экономии. Ритм социалистического соревнования на комбинате задают комсомольско-молодежные коллективы. К началу этого года их у нас насчитывалось почти семьдесят, но ко дню открытия съезда стало на тридцать больше – фронт работ у нас постоянно расширяется, со всех концов страны едут сейчас комсомольцы в Южную Якутию. 1/1 с каждым днем все интереснее, все насыщеннее становится жизнь нового города Нерюнгри. Есть в наших предсъездовских обязательствах и такие строки: отработать на субботниках и воскресниках 3 тысячи человеко-дней на строительстве стадиона, завершить сооружение клуба на 300 мест.
...У меня на ладони маленький кусочек угля, впервые ощутившего тепло человеческих рук. Многие тысячелетия пролежал он в земле, надежно сокрытый от людей таежными заслонами, непроходимыми марями, скованный вечной мерзлотой. Но люди нашли подземные кладовые и распечатали их. И, открытая солнцу, ярко засверкала черная жемчужина Якутии.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.