Закономерность чуда

Александр Ефремов| опубликовано в номере №870, август 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Аннели и Андрэ Торндайки снимали фильм для зрителя, которому не так уж много известно о прошлой и сегодняшней России. Колоссальное воздействие «Русского чуда» на такого зрителя совершенно закономерно.

Но чем объяснить невиданный успех фильма в нашей стране? Ведь все, о чем рассказывает фильм, хорошо знакомо советскому зрителю. Видимо, тем, что, сконцентрировав в трехчасовом фильме строго документальные кадры разных лет, они создали потрясающей силы художественный образ нашей эпохи. «Только выдающиеся произведения большого революционного, созидательного пафоса,— говорил Н. С. Хрущев,— доходят до глубины души и сознания человека, рождают в нем высокие гражданские чувства и решимость посвятить себя борьбе за счастье людей». Эти слова можно целиком отнести к творчеству Аннели и Андрэ Торндайков, одухотворенному благороднейшей миссией служения народу.

Как не вспомнить тут некоторых «теоретиков», пытавшихся занести идейное наследие революции в раздел «прописных истин», к которым, дескать, уже не должен обращаться художник! По их рассуждениям выходило, что пафос несовместим с художественным мастерством, что последнее требует лишь копания в подспудных движениях души, психологических нюансов. Некоторые писатели и кинематографисты вдруг стали «стесняться» называть вещи своими именами, испытывать чуть ли не панический страх перед «лозунгами». Больше черта они боялись, как бы их не назвали «лакировщиками». Понятно, что такие настроения были решительно осуждены на июньском Пленуме ЦК КПСС.

Грандиозный успех «Русского чуда» убедительно показывает, какие высоты художественного мастерства можно взять, вооружив свой талант страстной идейностью.

Тема «Русского чуда» далеко не исчерпана. Она ждет новых художников.

Страстный тон документальной киноэпопеи Торндайков особенно близок советской молодежи. Это та страстность революционного видения мира, которая всегда присуща молодому поколению. Советские юноши и девушки воспринимают прошлое страны социализма как собственную биографию, как предысторию своей жизни. И они хотят знать ее как можно лучше. Ведь им держать равнение на отцов!

Хороших книг и фильмов, воспитывающих молодежь в духе революционных традиций, до обидного мало. С этой задачей пока еще не вполне справляются и многие школьные учебники. Им часто не хватает той страстности и взволнованности обращения, которая так трогает сердце в «Русском чуде». А между тем можно смело утверждать, что ничто не влияет столь чудодейственно на формирование юного характера, как рассказы о героической юности отцов.

Мы по праву считаем нашу Родину страной новаторов. Нигде новое не прокладывает себе дорогу столь стремительно. Может быть, поэтому у нас не везде подчас придают должное значение укреплению традиций. Традиции, мол, это от старого. А ведь за 48 лет великого похода в коммунизм столько возникло великолепных революционных, социалистических традиций! О них и рассказано в «Русском чуде».

«Важнейшее место в идеологической работе комсомола должно занять воспитание на славных революционных традициях Коммунистической партии, рабочего класса и трудящегося крестьянства»,— указывается в Постановлении III Пленума ЦК ВЛКСМ. Комсомольские организации должны систематически проводить встречи молодежи с ветеранами труда. Юная смена может многому научиться на примерах жизни и работы своих старших товарищей — передовиков производства, неизменно выверявших свой жизненный путь по законам рабочей чести, чести хлебороба.

Особенно живой интерес к «Русскому чуду» советской молодежи вызван тем, что в фильме молодость слышит обращение к себе: «Вот чудо, совершенное твоими предшественниками. Гордись им, береги его, продолжай его!»

Чудо продолжается. И впереди у нас много чудес. И это закономерно!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Пора возмужания

Тема труда в молодой поэзии