Закон нашей жизни

опубликовано в номере №806, декабрь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Арктика... Край далекий, суровый, нехоженый. И люди здесь особенные, скроены ладно, крепко, духом сильны, помыслами чисты. Не в погоне за длинным рублем пришли они сюда, на берег океана, оставив за тысячекилометровым простором тундры родную Большую землю. Только им - искателям и труженикам, энтузиастам и романтикам - может покориться природа. Только им под стать трудные дела во имя могущества и процветания Родины. Они, эти люди, собрались на маленькой зимовке, чтобы подготовить строительство арктического порта.

В их жизни должно произойти немаловажное событие. Коллектив строителей с волнением ожидает приезда нового начальника. Как хорошо, если он будет умным и опытным руководителем, настоящим человеком - другом, товарищем, советчиком! И вот начальник приехал. В ответ на радостное приветствие зимовщиков Бут недовольно поводит головой, словно его шею режет воротничок кителя, и глухо говорит: «А людей надо было построить...» Так сразу между ним и коллективом встает барьер отчуждения.

Этой сценой начинается спектакль Московского драматического театра «Закон зимовки» по одноименному рассказу Бориса Горбатова. Пьеса пользуется успехом у столичных зрителей. Гремят аплодисменты. Зал единодушно откликается на удачные эпизоды, реплики, игру актеров. Зрители смеются, зрители негодуют, переживая события на далекой зимовке. И заслуга в том принадлежит не только режиссеру А. Гончарову, сумевшему создать слаженный актерский ансамбль, не только молодому А. Кочеткову - популярному киноартисту, дебютирующему в театре в сложной роли Бута, не только композитору В. Мещерину, чья прозрачная и светлая, как северное сияние, музыка «ведет» и связывает воедино картины «Закона зимовки», но прежде всего удивительной свежести самой «драматической композиции», ее глубокой идейности, которая находит горячий отклик в сердцах зрителей. В «Законе зимовки» мы вновь видим Бориса Горбатова, умного, тонкого бытописателя дней нашей жизни. Пожалуй, этот спектакль можно считать одной из самых больших удач минувшего театрального сезона.

Пьеса эта остроконфликтна. Бут - и коллектив зимовщиков. Бут - и Степан Грохот. Наконец, Грохот - и зимовщики. Таковы три основных конфликтных узла пьесы. Бут - педант, сухарь, своеобразный человек в футляре, с лицом без тени улыбки. Огонь его сердца (да и горит ли оно?) скрыт за панцирем равнодушия к людям. И в то же время он отличный работник, человек мужества и самоотверженности, предан делу, сознает свой долг. Артист А. Кочетков великолепно справляется со своей ролью. Его Бут - характер цельный, трудный, живой. Рядом с Бутом - коллектив строителей. Это смелые, душевные люди высокой сознательности и нравственности. Их простота, веселость, вдохновенность, отзывчивость противостоят бесстрастности, «прозаичности» Бута. Зимовщики борются за начальника ради него самого, с тем, чтобы он верил им, чтобы в окружающих его людях он видел своих истинных товарищей, а не только «подчиненных» и «служащих». Но если парторга Казакова (артист Б. Виноградов) и гидролога Лену (артистка Л. Богданова) движут в этом столкновении характеров и сердец благородные чувства, то у прораба Степана Грохота (артист С. Соколовский) сугубо личная, корыстная цель: он хочет «низвергнуть» Бута с пьедестала руководителя стройки, вернуть себе сомнительную роль «вожака» зимовщиков.

Кто он, этот Грохот? Бродяга, человек «перекати-поле». Его дом там, где он может урвать для себя кусок побольше. Честолюбец и хапуга, он готов на преступление, лишь бы остаться «королем зимовки». Соколовский создает интересный образ неглупого и по-своему сильного человека, но совершенно оторвавшегося от коллектива. Могучее телосложение, красное, дубленое лицо - то ли от морозов, то ли от выпитого спирта, - хрипловатый голос, медвежья походка - чем не король Арктики?! Но честный, проницательный Бут за показной бесшабашностью и щедростью, лихим панибратством Грохота, сумевшего «приворожить» некоторых зимовщиков,

угадывает звериное нутро «арктического волка» - чужака в коллективе советских людей. Бут отстраняет Степана от должности прораба. Начальник помогает зимовщикам избавиться от чар «голого короля», а те терпеливо и искренне сражаются за улыбку Бута, за его человеческое место в «рабочем строю».

Обезумевший от злобы Степан поднимает топор над головой Бута. Чуть ссутулившись, не отступив, внешне спокойно стоит Бут перед врагом.

Чем не джеклондоновская ситуация?

Вспоминается рассказ Лондона «Однодневная стоянка». Север, два клондайкских золотоискателя.

Два врага, не поделивших женщину. Сильные страсти. Трагическое положение. Трое в одной хижине...

В «Законе зимовки» тоже три героя: Бут, Грохот и... дружная семья строителей. Не женщина - маленькая хищница без совести и морали из рассказа Джека Лондона, а сплоченный, единый в своей решимости и чувствах коллектив советских людей, который, не задумываясь, становится на сторону своего начальника, пусть нелюбимого, во многом непонятного, но «своего», советского человека, «правильного» в основном - в отношении к делу, - вот он, главный герой пьесы.

Так, по-новому, с позиций современности, глубоко проникнув в существо нашей действительности, решают тему этого своеобразного треугольника писатель и театр. Тот самый случай, когда «третий» становится не «лишним», а главным, определяющим...

Жизнь Бута спасена. Старый рабочий Федор Харитонов (артист А. Ширшов), друг Грохота (!), первым бросается на Степана и останавливает преступную руку. Зимовщики решают судить Грохота: ему не место на стройке, где все подчинено одному - благу страны, народа. Ночью, накануне суда, происходит важный для понимания идеи пьесы разговор между Бутом и Леной. Девушка пытается раскрыть глаза начальнику стройки на окружающую его жизнь, людей. Ведь эта жизнь состоит не только из инструкций, приказов и распоряжений. Ведь их выполняют живые люди со своими мечтами, радостями, стремлениями... Кажется, Лене удается найти тропинку к сердцу Бута. Да, да, он тоже мечтатель, тоже романтик! Скупо, но проникновенно говорит начальник о будущем порте и городе, который строят зимовщики.

Лена почти счастлива.

- Да засмейтесь же! - кричит она.

И впервые лицо Бута озаряет добрая улыбка. Он даже смеется шутке Лены. Но девушка уже не видит прозрения начальника: она

ушла. А зрители запоминают ее невольный порыв к Буту, ее взгляд, в котором светится нечто большее, чем дружеское участие к этому в общем-то славному человеку. Может быть, любовь?.. Эта сцена, безусловно, одна из лучших в спектакле.

Но начальник еще не окончательно «пришел» к зимовщикам. Он еще сомневается, сможет ли суд по всей строгости и справедливости разоблачить Грохота. Не обернется ли суд над Степаном его торжеством над Бутом?

К сожалению, финальная картина суда выглядит менее убедительно, чем спектакль в целом. Видимо, недостаток драматургического материала не позволил режиссеру и актерам провести ее с

блеском, глубоко и развернуто, Скороговорка, расплывчатость мизансцен, пожалуй, даже досадная поверхностность обвинительных выступлений зимовщиков не соответствуют общей целеустремленности, динамичности и продуманности концовки. Но когда Бут после осуждения Грохота поднимается со стула, чтобы держать слово перед товарищами о своих заблуждениях, и тихо произносит заветное и долгожданное «друзья», зритель снова чувствует человеческую теплоту и гражданский пафос спектакля.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены