За Вислой и за Дунаем

Б Изаков| опубликовано в номере №416, сентябрь 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Недавно я заночевал в небольшой польской деревне, освобождённой в тот день нашими войсками. Ночь стояла тёплая и ароматная. В растворённое окно была видна залитая лунным сиянием сельская площадь, вокруг которой теснились остроконечные черепичные крыши. С крыльца соседнего дома доносился раз говор:

- Пан солдат, - спрашивал кто - то, - а правду ли нам говорили, что вы будете делать у нас колхозы?

- Это неправильно, - окающим ярославским говорком отвечал неторопливый бас. - Как ваше государство самостоятельное, мы ваших порядков не касаемся. Да и у нас колхозы - организация добровольная. К примеру...

Я заснул под эту беседу. Но раненая нога не давала покоя, я часто просыпался и каждый раз слышал тот же неторопливый басок:

- Неправильно здесь говорят, будто в Красной Армии - одни коммунисты...

Я окончательно проснулся, когда уже светало. Беседа на соседнем крыльце всё ещё продолжалась. Я подошёл к окну.

Окружённый кучкой польских крестьян, на соседнем крыльце сидел немолодой. ничем не примечательный боец, каких в нашей армии десятки и сотни тысяч. На выцветшей гимнастёрке были нашиты две ленточки за ранения, поблёскивала медаль.

Красная Армия перешагнула западные рубежи Советского Союза, чтобы добить немецкого зверя в его берлоге. Нашему бойцу в вылинявшей гимнастёрке и потрёпанной шинели нередко приходится сейчас брать на себя роль дипломата, первого за последние годы посланника советского народа в странах Западной Европы.

Десятилетиями за рубежом насаждались извращённые, лживые представления о Советской стране, о Красной Армии. В годы фашистской оккупации Геббельс и геббельсята непрерывно изрыгали грязную хулу на СССР. Горы антисоветской клеветы, нагромождавшиеся врагами, тают сейчас на наших глазах под лучами красной звезды на каске красноармейца. Народы Европы видят воочию светлый образ воина - освободителя, бойца Красной Армии.

Население польской деревни Курьянка, освобождённой нашими войсками, рассказывает о благородном подвиге группы красноармейцев. Дело было во время боя за Курьянку. Немцы подожгли деревню. Огонь охватил дома польских крестьян. Из горевшего дома раздавались отчаянные крики. Их услышали советские бойцы, выбивавшие фашистов из деревни. Красноармейцы бросились в горевший дом и спасли из пламени женщину и двоих детей.

Со слезами благодарности женщина спросила своих спасителей:

- Кто вы? Как вас зовут?

- Мы бойцы Красной Армии, - ответили скромные герои и снова бросились в бой.

Пройдут года. Советский Союз и Польша залечат раны, нанесённые войной. Из пепла и развалин родится новая, светлая жизнь. А население Курьянки не перестанет хранить в памяти рыцарский образ красноармейца, в разгаре сражения спасающего из пламени польскую женщину и польских детей. И в Курьянке будут учить подрастающую молодёжь тому благородному поведению, какое проявили в памятный день освобождения деревни от немцев безыменные советские рыцари. Недаром в другой польской деревне собрание населения постановило ежегодно начинать учебный год во всех классам местной школы с рассказа о героизме советских бойцов, освободивших эту деревню от немецкого ига.

Могучим потоком разлилось на запад наступление Красной Армии. Стремительно развиваются сейчас военные события. Красноармеец, шагавший по пыльным шляхам Украины, месивший тину в болотах Белоруссии, переступил через государственную границу СССР. Три года мечтали мы об этой поре. Мы отмеряли по карте расстояние, отделявшее нас от границы. Мы мрачнели, когда это расстояние росло, но, стиснув зубы, повторяли заветные сталинские слова: «Будет и на нашей улице праздник!» Потом Красная Армия неудержимо двинулась вперёд, громя немецкую сволочь. Расстояние до границы стало сокращаться. Граница влекла к себе наши сердца как магнит.

И вот свершилось! Рука красноармейца подняла из праха советский пограничный столб, кощунственно поверженный немцем. Ранней весной мы достигли первого участка западной границы СССР, летом мы перешли эту границу почти на всём её протяжении. Родная земля очищена от оккупантов.

Это лето стало для Германии роковым. Стальное кольцо фронтов сжалось вокруг преступной Германии: бои идут на востоке, на западе, на юге и на севере Европы. В гигантском котле очутились эссенские пушечные фабриканты и берлинские банкиры, изобретатели «душегубки» и самолёта - снаряда, обожравшиеся работорговцы, скупавшие за несколько бумажных марок русских и украинских девушек. В самом центре котла сидит кровавый шут Адольф Гитлер.

Преступники заметались. Жена старшего ефрейтора Рудольфа Кимштедта пишет мужу из немецкого города Брауншвейга: «Хоть бы вся эта дрянь поскорее кончилась! Лучше всего поселиться после войны в Швейцарии, чтобы можно было жить по - человечески». Немцы мечтают сейчас о том, чтобы скрыться от возмездия куда - нибудь подальше, например в швейцарские горы. Тщетные мечты. После войны им не придётся отдыхать на лоне альпийской природы. Их ждёт иная участь: им предстоит искупить свои преступления.

Есть на свете справедливость! Её несёт на своих штыках Красная Армия. Она уже вступила на многострадальную землю Польши. Советские дивизии прошли форсированным маршем по территориям Румынии и Болгарии. Восторженный приём оказала красноармейцам героическая Югославия. Ликуя, встретила советские знамёна Чехословакия. Шаги красноармейских патрулей гулко раздаются на улицах ряда западноевропейских столиц.

Висла и Дунай форсированы. Мы идём но местам, овеянным вековой славой русского оружия. Через Вислу и Дунай шагали чудо - богатыри Суворова и Кутузова. Теперь эти великие рубежи переступили чудо - богатыри Сталина. Угнетённые славянские братья простирают объятия навстречу воинам - освободителям. Воины Вислы и Дуная разносят грозный клич: «В последний бой, славяне!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены