Еще не так давно шведская фирма СКФ хвастливо заявила, что «мир вращается на шарикоподшипниках СКФ».
И это было почти верно.
Маленькая блестящая металлическая, незаметная с виду вещичка дает скорость громадным комбайнам, тракторам, автомобилям, аэропланам.
Подшипники для машины - это то же самое, что для человеческого организма суставы.
В царской России подшипники не были нужны. Царская Россия боялась скорости. Подшипники пришли к нам с революцией.
Расползлись по советской земле тракторы, авто, и потребовали эти машины маленьких металлических подшипников. До 1930 года у нас своих подшипниковых заводов не было. Миллионы золотых рублей уходили за границу в обмен на ценные металлические изделия.
Но когда были запроектированы Сталинградский тракторный, Харьковский тракторный, новый АМО, Новосибирский комбайн - строй, Нижегородский автострой, Саратовский комбайнстрой и десятки других гигантов, тогда во весь рост встал вопрос о советских подшипниках.
Наших специалистов послали за границу. Они осмотрели германский, американский, итальянский подшипниковые заводы, выбрали там самое лучшее, самое усовершенствованное и уже тогда начали проектировать первый подшипниковый завод, который по величине не имеет себе равного в мире. Проектировать завод и вести консультацию поручили итальянской фирме РИВ. Так было положено начало гиганту. И с этих времен начала меркнуть слава хвастливой шведской фирмы СКФ.
Сукино болото, по рассказам старожилов, только тем и знаменито, что когда - то московские баре на этом месте устраивали «сучьи гонки». А по данным историка Миллера, 324 года тому назад на этом месте погиб со своим войском в борьбе с Симоновским монастырем вожак крестьянских масс атаман Ивам Болотников. Здесь же за Москвой, на Сукином бoлоте, на месте бывших пустырей и свалок стал расти первый завод советских подшипников. 4 февраля 1931 года в мерзлую землю вогнали первые стойки будущего инструментального корпуса. С этого дня много страниц героической борьбы вписали ударники «шарика» в историю строительства мощного гиганта социалистической индустрии.
Молодые и старые, бородатые и безусые. Все они с одинаковой энергией боролись за своевременное окончание строительства. Но и хочу рассказать лишь только об одних. Я хочу рассказать о юных, которые всю силу, всю радость молодости отдавали делу великого строительства.
В марте комсомольская организация Шарикоподшипника насчитывала в своих рядах 76 человек. В то время на стройке был прорыв. Опалубка требовала бетонного месива, но для бетона не было гравия и цемента. Не хватало досок, отсутствовал алебастр и другие строи - тельные материалы. Март и апрель 1931 г. - это месяцы, когда стройка была на голодном пайке.
После приказа тов. Орджоникидзе на площадку строительства начали прибывать эшелоны, груженные лесом, тесом, гравием и цементом.
Но, несмотря на это, стройка не выходила из трясины прорыва. Барометр промфинплана угрожающе падал вниз. Во II квартале работ должно было быть выполнено 53,59 проц. общего плана, а было выполнено лишь только 45,02 проц.
Стройку лихорадило, цифры, словно бешеные, скакали все ниже.
Конкретным виновником прорыва была плохая организация труда. В июне на Шарикоподшипнике объявлен штурм.
Лучшие бригады строительства бросаются на борьбу за ликвидацию прорыва.
В инструментальном корпусе организуется первая молодежная бригада. В ту пору самая горячая работа была на бетономешалках, 24 часа в сутки вертелись пузатые барабаны больших машин. Бригады чернорабочих не успевали подвозить бетонщикам цемент и гравий. Тогда на эту работу перебросили молодежную, штурмовую бригаду Гончара. На 80 проц. бригада была комсомольской. Ребята, получив первое задание, тщательно обсудили его, правильно расставили рабочую силу и с первого же дня начали перевыполнять план на 20 - 30 проц. Вслед за бригадой Гончара на борьбу за темпы выступила молодежная женская бригада Хорошиловой. Прогулы были тогда бичом для стройки. Комсомолки бригады Хорошиловой прежде всею совершенно ликвидировали прогулы в своей бригаде. Смеялась бригада чернорабочих, когда увидела, что женщины пришли на разгрузку кирпичей:
- Гляди, и бабы туда же...
Но тут же в упор Хорошилова вызвала их на социалистическое соревнование.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Как проводится творческий смотр молодежной литературы