За десять лет

Н Р Брилинг| опубликовано в номере №87, октябрь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Какой бы из областей нашей жизни, нашей общественности мы не коснулись - всюду можно заметить тот переворот, который произвели в ней 10 лет революции.

Одним из нагляднейших примеров этого переворота, распространившегося в глубь отношений, может послужить наш пооктябрьский книжный мир. Октябрьская революция впервые открыла доступ широчайшим массам трудящихся к тем веками накопленным сокровищам человеческой мысли, которые заключены в книгах.

Что мы имели до революции? И до революции было много хороших, можно сказать, даже прекрасных книжных изданий. Но все они являлись достоянием верхушки общества, его интеллигентских слоев или же - зажатые в золотые тисненые переплеты и замкнутый в огромные, подпирающие потолки шкафы, укращал кабинеты и гостиные богатых домов.

Все эти «духовные богатства» - оставались «ларем без ключа» для широких масс трудящихся. Этому способствовали и ограниченные тиражи книг и внешняя их изысканность, а зачастую и намеренная трудность изложения.

Для рабочих же, для крестьян изготовлялась особая духовная пища. И первым, веками испытанным ее блюдом выдвигалось опоэтизированное «Евангелие». Это был щит, которым эскплуататоры заслоняли себя, свою жизнь от эксплуатируемых. Евангелие было самым, может быть, многотиражным изданием царского времени. И за ним, как пулеметы за бронированным кулаком танка, бросались в гущу масс сонмы трехкопеечных изданий, которые были не чем иным, как бесконечными сладкими вариантами на те же богоугодные темы. К ним в приправу подбрасывались еще разные «листки трезвенников» да отравляющая сознание бульварщина. В то же время книги, которые могли открыть глаза массам, которые звали их на борьбу, запрещались, уродовались цензурой, сжигались на кострах.

Что мы имеем теперь? Наша республика может гордиться теми книжными кадрами, которые она успела протолкнуть к массам, протолкнуть за такой короткий срок, которым в сущности, является десятилетие. Мы успели издать в изданиях самых различных ступеней доступности литературное наследство революционной мысли. И наши издания, различающиеся по своей доступности, единые по своей идейной правдивости, в отличие от лицемерной двойственности дореволюционных «изданий для народа» и «изданий для не народа».

Но не только это: революция выдвинула и во многих случаях осуществила требование органической доступности, ясности литературных произведений всем слоям трудящихся.

Наша книжная продукция проникнута единой целевой установкой - бесследного изничтожения рабства, эксплуатации и предрассудков. И поэтому она стала родной своему новому потребителю - пролетариату. Создавая свои духовные ценности революция выдвинула в роль писателя, автора, новые человеческие кадры, кровно связанные со своим революционным классом, которые довершат до конца это сближение письменности с психологией трудящихся.

Из старого наследства мы берем все то, что в нем действительно ценно, но и из этого - отборного не все может найти доступ к новому читателю.

Известен такой, например, отзыв читателей о «Братьях Карамазовых» Достоевского: «Было бы хорошо, если бы автор был безбожником». И в этом замечании сказывается не столько недостаточная подготовленность читателя, сколько отталкивание от чуждой идеологии. Как бы ни напряженно горел в своем творчестве Достоевский, читатель неизбежно чувствует глубокую пропасть между своим антирелигиозным сознанием и черноризническим мировоззрением такого гения, каким был Достоевский. Новому читателю трудно войти во все тонкости «Анны Карениной», он скорее и неизбежно улавливает в ней только чуждые бытовые формы, и пр.

В противоречиях выковывается новая культура книги, письменности, чтения. И «Евангелие» и прочая дребедень уже давно выброшены в хлам, а на скромной полке рабочего читателя красуются простые, не переплетенные, но не один раз перелистанные томики новых учителей, новых товарищей в отдыхе, размышлениях и работе.

Профессора о студенчестве

Подготовленность оканчивающих вузы студентов благодаря новым повышенным требованиям, предъявляемым к поступающим в вузы, заметно повышается. Это подтверждается дипломными проектами студентов. Оканчивающие МВТУ в этом году проработали дипломные проекты значительно детальнее и вдумчивее, чем в прошлом.

Значительно возрос интерес среди студенчества к технической литературе, чтение которой позволяет студентам более широко охватить заданную тему.

Слабым местом является все еще недостаточная подготовка, даваемая студентам в школах II ступени, в результате чего студенту приходится затрачивать значительное количество времени на пополнение знаний, что отрывает его от работы по прямому заданию - по изучению технической дисциплины. Вследствие чрезмерной нагрузки, недостаточной материальной обеспеченности и необходимости изыскания заработка на стороне, а отчасти вследствие недостаточной дисциплинированности ума студенты переутомляются в течение рабочего дня.

Значительное количество студентов, засыпающих на лекциях - стало нормальным явлением.

К числу слабых сторон учебы следует отнести лекционную систему. Эта система в том виде, как она применяется сейчас, очень устарела.

Необходимо всю работу перенести на упражнение и коллоквиумы. Лекционная система внушала серьезное опасение с точки зрения ее целесообразности еще в довоенное время.

Что касается профессорской смены, то сейчас уже по многим дисциплинам намечаются очень солидные молодые работники, которые с честью смогут в будущем нести звание научного работника. Но необходимо, однако, больше уделять внимания будущим профессорам. Совершенно необходимо облегчить и расширить практику командировок, готовящихся к научной работе за границу. Это необходимо потому, что углубление своих знаний в самом производстве у нас в СССР, благодаря малой дифференциации и специализации, приносит мало пользы и тормозит подготовку научных работников по выбранной специальности. Необходимо также улучшить материальное положение аспирантов, так как необходимость изыскания дополнительных средств к существованию отрывает их от работы по изучению намеченной дисциплины.

Нельзя не отметить, что за последние годы заметно улучшились взаимоотношении профессоров и студентов. Молодежь сейчас очень прислушивается к голосу профессора, работа идет дружно, в товарищеской атмосфере.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Кружева»

Первый комсомольский кино - фильм