Из воспоминаний старого коммунара
Первое знакомство. - Гимназист третьего класса. - Будущий присяжный поверенный. - Революционный борец. - «Или все, или ничего», - В Бутырской тюрьме. - За границей. - В Москве. - «Он живет в сердцах наших».
МОЕ ПЕРВОЕ знакомство с Ильичем, если мне память не изменяет, произошло в начале июня 1883 года в местности, называемой «Гончаровский Обрыв» (предместье Симбирска).
Как бежавший с каторги, следовательно, нелегальный, я был организацией снабжен документами, как хорошо теперь помню, на имя Владимира Николаевича Едрихинского, агента торговой фирмы «Гадалов» в Сибири.
Мне необходимо было попасть в Питер.
Из Перми до Богородска (пристань на левом берегу Волги, при впадении в нее Камы) я добрался на пароходе. От Богородска до имения «Кияти», Буинского уезда, Симбирской губ., где в это время находился один из видных членов нашей боевой дружины т. Георгий, я добрался на лошадях.
Имение «Кияти» принадлежало видному помещику Теренину, у которого т. Георгий, вечный студент Московского университета, был репетитором его детей.
Предъявив т. Георгию «явку», я просил его дать мне возможность дней 10 - 15 отдохнуть у него.
- К сожалению, товарищ, этого не могу вам предоставить - был ответ. - Буинский исправник, кажется, взял меня на прицел: почти каждый день бывает здесь (Кияти в 5 верстах от г. Буинска) и я сам думаю на днях навострить лыжи.
Такой ответ меня прямо огорошил. Измученный физически и нравственно, я положительно нуждался в отдыхе, да и финансы мои были в самом плачевном состоянии - ни рубля в кармане.
Я откровенно высказал это т. Георгию.
Он сначала задумался, но через минуту - две улыбнулся.
- Вы ничего не имеете против того, чтобы местом отдыха избрать Симбирск, - обратился он ко мне. И на мой утвердительный ответ он объяснил, что в Симбирске у него имеется юный друг, «наш», который не только даст мне возможность отдохнуть, но и снабдит меня нужными средствами.
Лучшего и ожидать было нельзя, и вот через 3 - 4 часа я, снабженный письмом, целым кульком провизии, уже трясся на чувашской телеге по направлению к Симбирску. Часов в 7 утра мы въехали в Симбирск. Проехав весь город, мы стали спускаться к роще на берегу Волги, среди которой возвышались какие - то постройки. В самой роще навстречу нам попался худенький гимназистик лет 12 - 13 с удочкой за плечами.
На мой вопрос: не знает ли он дачу Ульянова и его сына Александра Ильича, он ничего не ответил, а, сложив руки рупором, крикнул: Саша.
И через минуту показался в синей косоворотке высокий молодой человек с ружьем за плечами.
Оказалось, что этот молодой человек и был никто иной, как Александр Ульянов.
Отрекомендовавшись, я передал ему письмо т. Георгия.
Быстро прочитав его, он радушно пригласил меня следовать за собой, а чувашу велел ехать за нами.
Гимназистик тоже пошел с нами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Ильич на Комсомольском Съезде