Семь лет назад, если бы вы кого - либо спросили, - слышал ли он что - нибудь о стенных газетах, - то спрошенный удивленно повторил бы - «стенная газета?», и спросил - «что это за зверь?»
В 19 году почти каждый городской житель на этот вопрос ответил бы утвердительно. Он видел на стенах домов и заборах расклеенные «стенные» печатные газеты, в которых сообщалось о политических событиях.
Сейчас на стенах домов никаких стенных газет не видно. Газету в целых восемь (во время войны их было две) страниц можно купить на любом углу города у газетчика или выписать из конторы газеты. Так - на улице. Но пойдите вы на завод, в школу фабзавуча, в военную школу, в комсомольский клуб. Вы увидите на самом видном месте висящий большой лист бумаги. Наверху листа, во всю его ширину, большой заголовок: «Гайка», «Зубило», «Игла», «Вагранка» и т. д. Лист разделен на колонки. В колонках написаны или напечатаны на пишущей машинке статьи, заметки, стихи, рассказы. Все это пестро иллюстрировано рисунками.
Это - стенные газеты фабрик, школ, клубов. Их создает сама рабочая молодежь. Она пишет весь материал в свою газету. Она разрисовывает эти листы. Это ее творчество. Статьи и заметки говорят, главным образом, о жизни завода, школы, клуба, о жизни самих пишущих.
Вы встретите в написанном много ошибок. Вам может не понравиться иллюстрация газеты. Но ругать здесь некого. Это создает рабочая молодежь, сама рабочая молодежь.
Почему это издаются на фабриках свои газеты, когда можно выписывать газеты, печатающиеся в типографиях? Ведь те газеты дают гораздо больше материала для чтения? А вот почему. - В стенной газете все написано только про жизнь одного предприятия или клуба, пишут в ней только сами рабочие этого предприятия или члены клуба. В печатной газете пишут про политические события во всем мире, пишут про жизнь рабочих по всей России.
«Своя рубашка к телу ближе». Рабочий подросток гораздо охотнее напишет что - либо в свою стенную газету, чем пошлет заметку в «Рабочую Газету». Он часто боится, что пишет неграмотно, или, что пишет про мелочь, имеющую значение только для предприятия, на котором он работает.
Бывает так, что через стенную газету вскрываются болезни и язвы предприятия: мастер не так относится к ребятам, директор фабрики крадет заводское добро и т. д. Случаются гонения на пишущих, в стенную газету, ее иногда срывают со стены и рвут. Своими неразборчивыми строками она больно колет кого надо. Но ребята знают, что их дело правое. Если после их заметки в стенной газете недостаток не исправляется, то они пишут корреспонденцию в какую - нибудь газету покрупнее - «Рабочую Газету», «Правду» и т. д. И выводят кого нужно на свежую воду. Через стенную газету ребята вносят предложения по работе своей ячейки. В стенной газете обсуждаются вопросы экономического положения рабочей молодежи, ставятся вопросы быта.
Стенная газета близка всем рабочим предприятия. Это их коллективный глаз, наблюдающий все вокруг происходящее. Это глаз ячейки Комсомола.
В этом все значение стенной газеты. Какая другая газета может так близко подойти к жизни предприятия, рабочих, ячейки?
Недавно открылась в Москве выставка рабочих стенных газет. Это была выставка печали. Все стенные газеты, которые были на выставке собраны, посвящены нашему покойному вождю Вл. Ильичу Ленину. В своих неказистых газетах взрослые рабочие и рабочая молодежь выразили всю свою печаль по поводу дорогой потери. В самых простых обыденных словах в стенных газетах выражено переживание незаменимой утраты.
На этот раз стенные газеты пришлось посвятить Ильичу. После этого стенные газеты возьмут еще более твердый тон.
Они должны теперь следить за исполнением заветов Ильича. Они должны помогать Комсомолу и партии готовить новых ленинцев - коммунистов.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Денежная реформа