Высшая ступень

А Ференчук, К Воеводин| опубликовано в номере №585, октябрь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Беспокойная в эти дни жизнь у Вали Голышковой. Ещё нет и девяти часов, а она побывала почти во всех цехах фабрики, сколько успела переговорить! Вернётся к себе, в комнату комитета комсомола, а тут её уже ждут.

У всех гостей в эти дни одно дело: зайдут, поздороваются и сразу же:

- Будьте добры, товарищ Голышкова, проводите нас к вашим новаторам...

- Хорошо... сейчас, - приветливо отзовётся Валя, хотя такая торопливость всегда несколько обижает комсомольского секретаря: будто новаторы возникли у них на фабрике, как грибы в лесу, минуя эту узенькую комнатку! Григорий Муханов - комсомолец, Мария Левченко - сейчас член партии, но ведь тоже была комсомолкой!

Начинается разговор о почине новаторов, и, конечно, первый вопрос у всех: с чего это началось? Валя извлекает из стола исчерченные листы бумаги и начинает объяснять - подробно, со всеми выкладками, как технолог или бухгалтер, - принципы экономии.

- В начале августа - вы, наверное, читали газеты, - торопливо говорит она, - мы провели техническую конференцию рабочих двух цехов - седьмого заготовительного и четвёртого пошивочного, - посвященную вопросу экономии...

На совещании в этот день выступила стахановка-закройщица Мария Левченко.

- На раскройке мы экономим каждый сантиметр кожи, - сказала она. - Но дойдёт наша заготовка до пошивочного цеха, а там какой-нибудь нерадивый обтяжчик перетянет её немного - и получается брак... Продукция идёт уже вторым сортом. Нашей экономии как не бывало! Я предлагаю, - заключила Мария, - чтобы каждый рабочий по возможности экономил на том процессе, на той операции, которую он выполняет... Особенно это касается пошивочных цехов...

С ответным словом Марии Левченко выступил Григорий Муханов, обтяжчик четвёртого пошивочного цеха.

- Правильно предлагает товарищ Левченко, - сказал он. - Нечего греха таить: нередко материалы, сбережённые в закройных цехах, портились, шли в брак у нас, в пошивках. Но сегодня мы заявляем, что рабочие пошивочных цехов не останутся в долгу. Каждый из нас будет стремиться к экономии на операции, которую он выполняет. Я обязуюсь экономить на обтяжке каждых ста пар обуви не менее двух рублей за счёт улучшения использования сырья, материалов и машины, за счёт повышении производительности труда...

Гости слушают Валю Голышкову, и кое-кто из них уже начинает думать, что-де, по всему видно, этим и кончится их ознакомление с методом новаторов. Но Валя знает меру: рассказав вкратце о том, какое внимание уделяет комитет комсомола почину новаторов (о собраниях в цехах, о лекциях технологов, прочитанных в бригадах), она поднимается из-за стола и спешит проводить приезжих в цехи, где работают новаторы.

Проходя заасфальтированным фабричным двором, она продолжает рассказывать:

- Сейчас мы стараемся каждому рабочему разъяснить смысл экономии на его операции. Ведь подумать только, если мы добьёмся снижения плановой себестоимости по фабрике только на один процент, то страна дополнительно получит двести пять тысяч пар обуви!... И мы добьёмся этого: одна только Мария Левченко за семь месяцев этого года уже сэкономила около восьмидесяти пяти тысяч квадратных дециметров кожи...

Следуя за Валей Голышковой, гости минуют фабричный двор, увешанный лозунгами

и транспарантами, призывающими ширить социалистическое соревнование, бороться за снижение себестоимости на каждой операции. Несколько ступенек - и ритмичный гул машин, нарастая, плывёт навстречу.

Большой, светлый цех. Вдоль него в несколько рядов стоят штампы «Идеал», на которых раскраивают заготовки обуви. В лучах сентябрьского солнца, вливающихся сквозь высокие окна, маслянисто лоснятся чёрные, жёлтые, красные - почти всех цветов - лоскуты кожи, блестят стальные острия резаков. Спиртовой запах кожи повсюду.

В простенке меж окон, над широким стеллажом, заваленным готовой продукцией, висит аккуратная табличка с тщательно выведенными рукой фабричного художника строчками: «Здесь работает инициатор социалистического соревнования за снижение себестоимости закройщица т. Левченко Мария Ивановна».

Гости неторопливо проходят к штампу прославленного новатора. Маленькая, русоволосая, с быстрыми серыми главами на загорелом лице, в коротком синем халате и тапочках на босу ногу, Мария, несмотря на свои двадцать семь лет, похожа на девочку из ФЗО. Бросив быстрый взгляд на Валю Голышкову, Левченко одними уголками губ улыбается, и улыбка эта будто говорит: «Что, опять гости?..»

Да, много гостей в эти дни на фабрике «Буревестник»! С различных предприятий страны приезжают рабочие, работницы, хозяйственники и бухгалтеры, чтобы ознакомиться с замечательным почином двух стахановцев фабрики. И каждому ведь надо уделить время и внимание, каждому ответить на вопросы, с каждым поделиться планами на будущее!...

Гости уже окружили Марию со всех сторон, внимательно наблюдают за её работой. Справа от стахановки на изогнутом кронштейне висят тяжёлые лоскуты кожи - юфть. Мария берёт одну из них, быстро расстилает на раскройной плите. Окинув контуры кожи беглым, но пристальным взглядом, она уверенно протягивает к стеллажу руку, берёт резак, и через секунду тупоносый ударник уже бьёт по нему. Заготовка готова! Мария откидывает заготовку на стопку готовой продукции, что растёт с каждой секундой на стеллаже. В руках Левченко мелькает уже новый, другой формы резак, и опять ритмично ударяет по нему ударник. Как быстры, как расчётливы движения рук стахановки, как точно отделяет резак от лоскута кожи заготовки будущей обуви!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены