Вступление в жизнь

И Горелик| опубликовано в номере №581, август 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Иван Никитич Гуров - наладчик их цеха - однажды подошёл к станку Фетисовой. Он долго смотрел, как она работает, потом сказал:

- Хочешь, я научу тебя так отлаживать станок, чтоб никого не приходилось звать на подмогу?

Хотела ли этого Клава? Разумеется! Она жадно ухватилась за предложение Ивана Никитича. Он рассказывал ей о взаимодействиях всех узлов её станка, объяснял, к каким последствиям приводит неточность в наладке, показывал, как нужно регулировать станок в самых трудных положениях... Клава училась. Ведь она всегда знала, что учёба никогда не может окончиться.

Но всё это было только началом. В самом деле: скорость резания зависит от многих факторов. Один из них, и при том важнейший, - это количество оборотов, которое совершает шпиндель. Её станок работал при 350 оборотах в минуту. Но это далеко не было пределом его возможности. Табличка, которая была прикреплена к станку, говорила, что в принципе на этом станке при существующем моторе можно давать и семьсот оборотов.

- А что если попробовать? - спросила Фетисова технолога Алексея Васильевича Путанкина. - Выдержат или не выдержат резцы?

- А давайте заменим быстрорезы твёрдыми сплавами, - подхватил её мысль технолог. - А потом стоит вам подумать, Клава, над тем, чтоб и подачу увеличить...

Так шаг за шагом, от одного изменения производственного процесса к другому, переходила Клава Фетисова в более высокий класс работы. Её производительность выросла почти на одну треть. И так как она сразу же нашла последователей, весь цех в короткое время преобразился. И если раньше на производственных совещаниях, на оперативках, на партийных собраниях не переставали критиковать цех реостатов, теперь положение резко изменилось. Цех выходил на первое место по заводу. В феврале, в самый короткий месяц года, цех, не получив ни одного нового рабочего, сумел выпустить реостатов на 18 процентов больше, чем в январе. И уже в кабинете начальника цеха Вадима Фёдоровича Богдановского стояло переходящее заводское знамя, которое отвоевали для цеха Клава Фетисова, сверловщик Самойлов, токарь Малинкина, револьверщик Филатов, сменщица Клавы Надя Андреева, технолог Путанкин, мастера Пастухов, Гуров и десятки других рабочих, техников и инженеров-реостатчиков.

Теперь можно было и оглядеться.

Они изменили режимы работы на станке. Они придумали новую технологию обработки некоторых деталей. Казалось, они омолодили сам револьверный станок, словно вписали новые данные в его паспорт.

Да, вот паспорт станка! Он явно отстаёт от жизни. Он уже не отражает той правды труда, которая родилась в цехе реостатов. Не следует ли где-нибудь зафиксировать те стахановские поправки, которые внесены рабочими в паспорт станка?

Но тогда это будет другой паспорт. Стахановский паспорт, не правда ли?!

Так Клава Фетисова пришла к мысли о стахановском паспорте оборудования. С этой мыслью комсомолка обратилась к начальнику цеха Богдановскому:

- Мы будем соревноваться друг с другом за право получить этот паспорт, за право установить его на станке так, чтоб он был виден каждому...

Партийная организация цеха и администрация горячо поддержали идею Клавы. Директор завода утвердил «Положение о стахановском паспорте».

В этом положении были коротко сформулированы все мысли Клавы Фетисовой. Сама же она ушла уже вперёд по сравнению с этими требованиями. Выпуск продукции увеличился у неё на 25 процентов. А межремонтный цикл она обязалась увеличить не на 30, а на 45 дней.

И вот то у одного, то у другого станка начали появляться стахановские паспорты. Они возвышались над машинами, как маяки, видные с любого конца цеха. И скоро, очень скоро нашлись такие талантливые последователи Фетисовой, которые обогнали и её результаты. Часто, заступая к станку, Клава узнавала, что её сменщица Нина Андреева обогнала её накануне. Хоть на одну деталь, а дала больше! И Клава, чтобы не остаться в долгу, выпускала ещё больше болтиков и винтиков.

А наутро всё начиналось сначала.

Отсюда, из цеха реостатов, идея соревнования за право водрузить над своим станком стахановский паспорт перешла в другие цехи. А вокруг Фетисовой уже двадцать четыре рабочих закрепили на своих станках новые паспорты...

- Вот и справляешься. Вот и выполняешь обещание... - сказала Клаве секретарь их комсомольской цеховой организации Зина Костылёва. - Я-то знала... Верила в тебя...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены