«Ударным трудом и отличной учебой ознаменуем определяющий год пятилетки» - такой была повестка дня Всесоюзного комсомольского собрания, проходившего 8 - 12 января этого года. В собрании приняло участие свыше 48 миллионов юношей и девушек нашей страны. Молодые новаторы производства, ученые, колхозники, студенты вместе с ветеранами труда, коммунистами анализировали итоги решающего года пятилетки, по - деловому обсуждали пути повышения эффективности общественного производства в 1974 году. В ходе Всесоюзного комсомольского, ставшего ответом советской молодежи на решения декабрьского (1973 г.) Пленума ЦК КПСС, на Обращение Центрального Комитета КПСС к партии, к советскому народу, родились сотни смелых начинаний. Всесоюзное собрание вылилось в своеобразную комсомольскую поверку, показавшую готовность молодых к трудовым подвигам, к новым дерзаниям. «Смена» рассказывает сегодня о комсомольском собрании на Московском автозаводе имени Ленинского комсомола. В последние дни 1973 года бюро ЦК ВЛКСМ одобрило работу комитета комсомола и штаба «КП» этого завода по мобилизации молодежи на увеличение производства и повышение качества выпускаемой продукции.
В стеклянный зал для собраний вливаются комсомольцы: одни только пришли на смену, другие - прямо от станка, и потому руки у них еще в масле и металле. В цехе как раз пересменка - два человеческих потока идут навстречу друг другу, а здесь, в зале, соединяются в одно общее русло, и теперь уже это не две смены цеха, утренняя и вечерняя, а одно целое: комсомольский коллектив 3 - го прессового цеха Московского автомобильного завода имени Ленинского комсомола. На трибуну поднимается совсем еще молодой парень. Простое, симпатичное лицо. Манера держаться сразу выдает в нем человека энергичного и решительного. Это начальник цеха Владимир Леонидович Иванов.
- С хорошим настроением хорошо поработавших людей вступаем мы в четвертый год пятилетки, - говорит он, заметно волнуясь. - Наш завод принял на этот год напряженное обязательство - выполнить план к 27 декабря, изготовить сверх плана продукции на 3 миллиона рублей, поднять производительность труда по сравнению с запланированной на 2 процента, увеличить выпуск «Москвичей» по сравнению с 1973 годом на 14,4 процента, добиться в 1974 году присвоения «Москвичу - 412» государственного Знака качества. Сегодня, товарищи, у нас не обычное собрание:
мы должны определить свой вклад в выполнение задач, поставленных на декабрьском (1973 г.) Пленуме ЦК КПСС, в Обращении ЦК КПСС к партии, к советскому народу. Для этого давайте проанализируем свою работу за прошлый год, выявим имеющиеся у нас резервы, подумаем, как продуктивнее их использовать... За последнее время цех наш научился производить много продукции, теперь главное для комсомольской организации - это борьба за отличное качество.
Активность на этом собрании была образцовой. Мастер участка Виктор Иванов, комсорг смены Таня Ананьина, слесарь Игорь Блинов, секретарь комитета комсомола цеха Игорь Толоконников и другие ребята говорили о своем участии в НТТМ, о внедрении новой технологической оснастки, об улучшении использования оборудования, об уплотнении рабочего времени, об увеличении количества деталей, сдаваемых с первого предъявления, - словом, толково и вдумчиво исследовали работу в минувшем году, намечали меры для взятия рубежей четвертого года пятилетки.
Когда слово взяла Юля Земляных, комсорг комсомольско - молодежной смены, занявшей в 1973 году первое место в цехе, зал притих.
- Что сделано, то сделано, нужно теперь вперед смотреть, - сказала Юля. - Вот мы и решили, что в ответ на Обращение ЦК КПСС к партии, к советскому народу, идя навстречу XVII съезду ВЛКСМ и 50 - летию присвоения комсомолу имени В. И. Ленина, примем на себя следующие повышенные соцобязательства:
- Выполнить производственное задание 1974 года не позднее 18 декабря.
- За счет повышения производительности труда, овладения передовыми методами труда, внедрения автоматизации и механизации дать сверхплановой продукции на 13 770 рублей.
- Не иметь дефектов по вине комсомольцев смены, сдавать 98 процентов продукции с первого предъявления.
- Добиться присвоения в феврале 1974 года звания «Смена коммунистического труда».
- Выполнить плановое задание по росту производительности труда к открытию XVII съезда ВЛКСМ.
- Всем молодым рабочим смены, не имеющим среднего образования, поступить в школы рабочей молодежи.
Обязательства эти по нынешним временам привычные, ничего выдающегося в них как будто нет. Вряд ли поразила читателя и фраза Владимира Иванова «...цех наш научился производить много продукции». Между тем поразительного в том и в другом достаточно. Чтобы понять это, надо заглянуть в недавнее прошлое цеха.
То, что происходило в 3 - м прессовом еще год назад, было на заводе притчей во языцех: план цех выполнял редко и, понятно, плелся в отстающих. Организовался цех недавно - от роду ему всего три года. Когда вышел приказ о его создании, другие цеха стали передавать «новичку»
оборудование, но делали это по принципу: «на тебе, боже, что нам негоже». Примерно то же самое было и с кадрами.
Цех не знал, что значит работать ритмично. Штурмы, авралы, сверхурочные - все это было обычным явлением. Такая работа здорово расхолаживала рабочих, особенно молодых. Один опоздает на работу, другой придет «навеселе», а третий вообще прогуляет день - два. Постепенно это вошло в норму поведения. О каком выполнении плана тут могла идти речь?
- Мы очень даже чувствовали, что дела у нас идут из рук вон плохо, - рассказывает знакомая нам Юля Земляных. - Бывало, соберемся сменой, пойдем к начальнику цеха, просим вовремя обеспечить работой, заняться организацией труда. Он выслушает, наобещает, как говорится, «золотые горы», а дальше обещаний дело не идет.
Галя Хушт, сейчас одна из лучших в смене, вспоминает то время, как «страшный сон». Она так и сказала: «То был страшный сон, который лучше бы и не вспоминать. С планом просто - напросто «зашивались», беспорядков была уйма. Взять хотя бы станки: их много, но они стоят - рембаза что - то не доделала. Кузовной цех из - за нас простаивает, потому что мы задерживаем детали. А как их не задержишь? У меня нет ни «кроватки» с заготовками, ни «кроватки» для готовых деталей. И вот я бегаю по всему цеху, ищу «кроватки», нахожу их в другом конце, сама везу к прессу. Наконец, начинаю работать, но пресс - бах! - и сломался. Все, работа остановилась. И я гуляю час, два... Представляете, какие потери? Мастер кружится по цеху, в голове у него кошмар - полсмены без работы сидит. Вот такое было положение».
А привели к нему безынициативность и беспомощность прежнего руководства цеха.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.