Сегодня невозможно представить себе крупную, значительную выставку произведений мастеров современного изобразительного искусства без участия в ней молодежи — на равных правах с художниками старших поколений.
Молодые живописцы, продолжая традиции своих старших товарищей по «цеху», не только совершенствуют свое профессиональное мастерство- но и в первую очередь учатся у них гражданственности, умению передавать при помощи изобразительных средств высокие духовные качества советского человека.
Посетителям московских выставок запомнились полотна Олега Филатчева. Стипендиат Академии художеств СССР, О. Филатчев, осваивая технику мастеров прошлого, детально изучает своих героев. У его портретов поистине «говорящие глаза». И это рождает желание ближе познакомиться с человеком, которого тебе представил художник, заставляет размышлять о нем как о ком-то, кто мог бы стать твоим верным и добрым другом.
В сдержанной, глубокой манере работает Рустам Якушев из Петропавловска-на-Камчатке. Его «Молодой коряк» не показан непосредственно в процессе труда. Но, вглядываясь в этот портрет, ясно представляешь себе всю жизнь этого человека, видишь его и в штормящем море на рыбацкой лодке, и в тундре на оленьей упряжке, и за вечерней беседой у огня с друзьями. Сильное, мужественное лицо. Он готов терпеливо рассказать нам обо всем, что мы хотим узнать, но в продолжение всего разговора ни на секунду не забудет о главном деле своей жизни — труде, который и наполняет смыслом его существование.
Все охотнее молодые художники обращаются к спортивной теме, открывая в ней не только сочетание молодости, силы и красоты, но и какую-то особую одухотворенность в тех, кто серьезно увлечен спортом. Мне хотелось бы отметить здесь «Золотую четверку» рижанки Инессы Зиемеле и «На тренировке» Владимира Новака.
Творческая молодежь выходит на большую дорогу настоящего искусства. И мне хочется процитировать недавно сказанные в ее адрес слова президента Академии художеств СССР, скульптора Н. Томского: «...мы, художники старшего поколения, хотим, чтобы молодежь, входящая в искусство, понимала: жизнь художника только тогда по-настоящему бывает большой, счастливой, если он с отчетливым пониманием гражданственных целей творчества представляет себе служение искусству.
Молодость — время ответственное».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.