Время и режиссер

Ю Смелков| опубликовано в номере №900, ноябрь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Можно было бы поставить эту сцену и по-другому — растянуть это промелькнувшее мгновение н сделать из него эпизод, чтобы все было растолковано зрителю до нонца, подчеркнуто жирной чертой. Но тогда Нюра все поймет, и это будет уже другая пьеса, - и у зрителя возникнет ощущение фальши и недоверия к происходящему на сцене. Вот такой секундной, сантиметровой точностью и измеряется мастерство режиссера.

Своеобразие спектаклей Эфроса рождается из сочетания естественности и художественной выразительности. Это жизнь, и вместе с тем это театр. Жизнь, покоряющая своей правдивостью, и театр, позволяющий узнать причины поступков, корни характеров, закономерности жизни.

Поэтому на вопрос «любите ли вы театр?» зрителю этих спектаклей легко ответить «да». Нельзя не любить театр, который обогащает тебя, который дает новое знание.

Но театр не только и не просто пособие для изучения жизни. И вера в правду происходящего на сцене — это только основа, необходимое условие контакта, сопереживания. Режиссер должен найти эту основу, определить отношения героев, развитие характеров, социальные и психологические причины конфликта. Воплотить замысел, обогатить мысль эмоцией, создать контакт должны актеры.

Начинает играть. Играет много — Ромео, Чацкого, Гамлета, комсомольцев, студентов, рабочих, геологов, офицеров. И все получаются у него примерно одинаковыми — милыми, обаятельными и положительными.

Дело в том, что другие качества от него и не требуются. И винить актера почти не за что, он делает то, что от него требуют — играет обаяние и положительность. Режиссер эксплуатирует его внешние данные. И получаются актеры, как будто специально подготовленные для стандартного «молодежного спектакля».

Для Эфроса такой путь немыслим, «молодым героям» просто нет места в его спектаклях, потому что в них действуют не условно-театральные типажи, а живые люди. Разные. Сложные. Интересные. Открывающие самые сокровенные свои черты, самые глубокие тайники своих душ.

Образы, кочующие из пьесы в пьесу, из спектакля в спектакль, из театра в театр, давно, казалось бы, «отработанные» и надоевшие и критике и зрителю, вдруг воспринимаются с острым интересом.

Кому не знаком — по фильму, спектаклю, повести — старшеклассник-«нигилист», ни во что хорошее не верящий, говорящий и делающий одни лишь пакости; чаще всего к финалу он перевоспитывается. Когда он появляется на сцене, все знают, что это именно он: уже выработана специальная манера исполнения. И вот в этом-то заштампованном персонаже Геннадий Сайфулин в спектакле «Они и мы» открывает и романтичность, и тоску по настоящей дружбе, настоящей верности, и затаенное уважение К честности и принципиальности.

В другом спектакле — «104 страницы про любовь» — в другом тоже достаточно заигранном характере внешне легкомысленной и внутренне лиричной современной девушки неожиданное открывает Ольга Яковлева. Неожиданно увидеть в ее Наташе сочетание бескомпромиссности и человечности, огромную, всепоглощающую жажду счастья и умение бороться за него, не теряя достоинства.

За этими открытиями стоит режиссер. Режиссер-воспитатель, ведущий актера в глубь роли, пьесы, жизни. Режиссер, который вместе с актером ищет и находит сущность характера и создает образ объемный и многозначный. Четкость гражданских позиций, столь заметная и привлекательная в молодых актерах эфросовских спектаклей, идет от глубины и ясности режиссерской мысли. И от умения подать эту мысль через актера, сделать чувство, реакцию, поступок человека на сцене содержательным.

В спектаклях Эфроса нет мелочной опеки режиссера над актером, опеки, убивающей самостоятельность, убивающей творчество.

Поэтому так много актерских удач в спектаклях Эфроса, так часто можно встретить в них неповторимость, индивидуальность актера. Один за другим появлялись в спектаклях, поставленных Эфросом в Центральном детском театре Антонина Дмитриева, Геннадий Сайфулин, Виталий Ованесов, Бронислава Захарова, и роли, сыгранные ими, становились событиями в театральной жизни.

"Нужен молодой герой"

Эту фразу часто приходится слышать в разговорах с театральными режиссерами. Встречается она порой и на страницах газеты «Советская культура» — «такому-то театру требуется молодой герой» (или молодая героиня, или оба вместе). Когда пытаешься выяснить, что подразумевается под этим термином, что такое этот «молодой герой», который всегда нужен театрам, узнаешь примерно следующее: это молодой актер, предпочтительно с привлекательной внешностью, обаятельный, профессиональный, с хорошим голосом, пластичный — и, пожалуй, все. Молодого героя находят, он попадает в театр и начинает играть. (Часть текста отсутствует.)

Продолжение следует

Анатолий Васильевич Эфрос стал главным режиссером Театра имени Ленинского комсомола. Театра, который когда-то был славен такими спектаклями, как «Парень из нашего города», «Сирано де Бержерак», «Живой труп», таким художественным руководителем и актером, как Берсенев. Театра, растерявшего былую славу, находившегося в затяжном кризисе, театра, на афише которого значили! в основном «молодежные спектакли», а труппа состояла из «молодых героев».

Сейчас подпись нового главного режиссера стоит под двумя спектаклями — «В день свадьбы» и «104 страницы про любовь». И на оба не достать билетов, и оба вызывают 6yi ные восторги и не менее бурные спо ры. Художественные принципы v стиль Эфроса не просто проявляются, но углубляются и развиваются них.

И стало ясно, как. нужен был имен но этому театру — имени Ленинского комсомола — этот режиссер. Умный но не рассудочный. Принципиальный но не догматичный. Современный, но не модный. И от театра, на который, что греха таить, многие махнули рукой, теперь все ждут хороших спектаклей.

Продолжение следует.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены