Время и режиссер

Ю Смелков| опубликовано в номере №900, ноябрь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

В спорах о театре все чаще звучит имя Анатолия Васильевича Эфроса. Его спектакли становятся значительным событием в современном советском театральном искусстве.

Главное в спектаклях Эфроса — утверждение. Утверждение идей, мыслей и театральных принципов, которые он считает современными.

Творчество Эфроса полемично. Но полемизировать можно по-разному. Можно потратить много сил и энергии, чтобы доказать неправоту противника,— для этого необходимо умение спорить. Эфрос избирает другой путь: он стремится прежде всего доказать свою правоту; для этого необходимо умение созидать. Его аргументы в споре — спектакли.

Есть много причин говорить о режиссере А. Эфросе, и одна из них состоит в том, что герои большинства спектаклей Эфроса — молодые люди нашего времени. Школьники и студенты. Инженеры и рабочие. Физики и лирики. Совсем молодые и чуть постарше — от двенадцати до двадцати пяти (примерно) лет. Сами по себе эти герои как будто не очень полемичны: просто они хотят рассказать правду о себе, утвердить себя. Но полемика все-таки возникает — молодые люди из спектаклей Эфроса (не его одного, но сейчас речь идет о нем) сталкиваются с персонажами так называемых «молодежных спектаклей». Возникают две различные концепции молодого героя нашего времени.

Видели лы Вы "молодежный спектакль"?

Разумеется, видели, если хоть изредка бываете в театре (неважно, столичный это театр или периферийный — «молодежные спектакли» ставятся везде). И вы наверняка научились распознавать его отличительные черты.

Молодые люди в таких спектаклях

Делятся на хороших и плохих. Пло-ие иногда пытаются притвориться хорошими, но их быстро распознают.

После разоблачения наказывают, или перевоспитывают, или и то и Другое вместе. Перевоспитанием и наказанием занимаются хорошие. Кроме этого, они влюбляются (иногда в плохих — это приводит к жгучей драме) и совершают разные хорошие поступки: перевыполняют план, делают научные открытия, отдают свою кожу для больного товарища и дарят цветы любимым (последнее, впрочем, делают и плохие, но исключительно в коварных целях). Если в таком спектакле Выясняется, что тот, кто кажется плохим, на самом деле хороший (или наоборот), это уже верх глубокомыслия. Почему этот хороший, а тот плохой, остается неизвестным: так уж получилось.

Действие развивается под аккомпанемент легкой музыки, на фоне декораций, окрашенных в светлые тона.

И становится смертельно скучно, хотя предусмотрительные создатели спектакля ввели специальные комические сцены. Становится скучно, потому что за добросовестным перечислением качеств и поступков не возникает яркого, интересного образа. Потому что тебе в сотый раз объясняют то, что ты уже знаешь. Потому что проблемы, которые в жизни каждый решает по-своему, на сцене в подобных спектаклях решаются с помощью раз и навсегда заготовленных рецептов. И ответ на любой вопрос — самый трудный, самый мучительный — дается легко и моментально. И жизнь со всеми ее сложностями, противоречиями, трудностями выглядит очень простой, и вообще размышлять о ней не стоит.

Видели ли вы «молодежный спектакль»? Наверное, да. И, может быть, посмотрев раз-другой, перестали ходить в театр.

А если не видели, пойдите в Центральный детский театр на спектакль «Они и мы» в постановке Эфроса. В маленькой интермедии вы увидите острую и смешную пародию на стандартный «молодежный спектакль». Стопроцентно-положительные дружинники строевым шагом пройдут перед вами, демонстрируя свою принципиальность, чуткость и моральную устойчивость. Заученно-автоматичным движением совершит один из них доброе дело — вытрет нос плачущей девчонке, и она немедленно радостно заулыбается. Сурово посмотрят они на двух пьяниц, после чего те моментально протрезвеют и зашагают рядом с дружинниками таким же твердым шагом. Одного щелчка по лбу разлагающемуся в твисте юнцу будет достаточно, чтобы тот, почти не меняя позы, занялся общественно полезным трудом.

Это едва ли не единственная сцена у Эфроса, в которой он демонстрирует и высмеивает то, с чем борется своим творчеством: чаще он утверждает то, за что борется.

"Вы пршли сюда, чтобы думать!"

Театральные режиссеры, как правило, не пишут пьес — они их ставят. Чтобы выразить свое мировоззрение, свои художественные принципы, режиссеру нужен драматург-единомышленник.

Единомышленниками Эфроса становились драматурги, которые приносили в театр дыхание нового времени. В их пьесах борются, любят и ненавидят люди, вступившие в большую жизнь после XX съезда партии. Драматурги искали режиссера-новатора, режиссера творчески смелого. Им был Эфрос. И он вывел на сцену новых героев.

Андрея Аверина, Олега Савина, Славу Заварина, Ивана Неделина, Нюру Салову из пьес Виктора Розова.

Кольку Снегирева из пьесы Александра Хмеликова «Друг мой, Колька!».

Володю Максимова из пьесы Инны Ивантер «Бывшие мальчики».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены