И тогда в памяти вдруг всплывают строки Тютчева, и, видя перед собой Одетту, вдруг понимаешь, что такое «божественная стыдливость страдания», и уже не ищешь никаких других слов...
— Ну, а принца-то вы сразу же полюбили, с первой встречи?
— Нет, конечно ж, не сразу... Постепенно... Вот он уйдет, и все, а она ведь знает, что ее спасение в любви.
А затем, отставив на время в сторону «обязательную» лирику и психологию, говорит:
— Мой рост — 163 сантиметра, вес — 46 килограммов. С таким весом легко работать.
И это заставляет меня вспомнить ту чисто профессиональную характеристику, которую дала ей Р. К. Карельская:
— У Людмилы хорошая школа, и она еще будет расти и расти. У нее очень легкие вращения, неплохая устойчивость.
Ноги пока более выразительны, чем руки.
Семеняка — девочка работящая.
Если что не получается, может повторить и десять и двадцать раз. Она очень смела и уверенна на сцене, потому что знает: свои 32 фуэте сделает всегда…
Естественно, в разговоре с Людмилой я сказал насчет уверенности и этих самых фуэте...
— Уверена-то уверена, а вот недавно на концерте завалила коду. По собственной глупости. Я первые шестнадцать фуэте делаю так: три фуэте — двойной, три фуэте — двойной. А остальные шестнадцать все фуэте. А здесь темп был такой удобный, и я решила: буду до конца с двойными пируэтами делать. Фурор захотела произвести. Не вышло. Лопнул фурор...
— А что вы испытываете, если ваша оценка собственного исполнения не совпадает с реакцией зрительного зала?
— Если ты чувствуешь, что ты сегодня не бревно, а порхаешь по сцене, а зритель этого не понимает, бесево наступает сплошное.
Если же все наоборот — тоже плохо. И радости настоящей нет. Артист — сам себе самый строгий судья. Но если аплодисменты какие-то не такие, стоит очень большого труда танцевать как ни в чем не бывало.
А если вообще не будет аплодисментов? Что тогда делать? Это ужасно. Я тогда до кулис добегу, а дальше так тихо, с пятки, пойду, чтобы меня и слышно-то не было...
Вообще-то мне следовало бы быть более уравновешенной. А я, знаете, могу с кем-нибудь полчаса: тра-та-та-та-та! (И мгновенно превратилась в без умолку тараторящую кумушку.) Надо быть сдержаннее, умнее, что ли...
Она очень зависит от настроения:
— А вдруг меня балетный коллектив Большого не примет, что тогда? Но, по-моему, приняли... Я так рада...
от партнера:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.