Рядом с чашкой две стеклянные банки. Одна наполнена бесформенной массой, вроде ваты, другая - опилками. В первой полмиллиона яичек моли, в другой личинки жука - точильщика. В лаборатории ведутся наблюдения над образом жизни опасных насекомых.
Трудно подсчитать, какой огромный вред стране наносит жук - точильщик! Он ест все, что сделано из дерева. Бывали случаи, когда рояль оседал на колени пианисту, потому что жук - точильщик незаметно разрушил ножки.
Доска, на которой написана старинная картина, источена до такой степени, что напоминает резиновую губку. От легкого дуновения, от встряхивания поднимается облачко тонкой желтой пыли. Доска буквально рассыпается на глазах, но «хоронить» картину еще рано. Химики пропитают доску ядовитым веществом, убивающим жука - точильщика, а потом обильно смочат ее раствором альбумината.
Альбуминат - вещество удивительное. Это универсальный клей необычайной стойкости.
Однажды в музее нужно было приклеить металлический экспонат к стеклянной витрине.
Смазали альбуминатом, приклеили. А через некоторое время понадобилось переставить экспонат в другое место. Стали отклеивать - не идет. Испытали всевозможные растворители, даже азотной кислотой пытались разрушить тончайшую пленку альбумината, скрепившую стекло с металлом. Вое оказалась безрезультатным. Пришлось выломать экспонат из витрины вместе с куском стекла.
Деревянная вещь, пропитанная альбуминатом, приобретает необычайную прочность и не поддается никаким разрушающим влияниям.
В селе Коломенском высится деревянная башня, перевезенная сюда музеем с побережья Белого моря. Это один из интереснейших памятников древнерусского деревянного зодчества. Вдруг оказалось, что несколько бревен сильно повреждено жуком - точильщиком. Башне грозил обвал. «Больные» бревна пропитали альбуминатом, и теперь башня в безопасности.
Под действием времени вещь может истлеть настолько, что к ней нельзя прикоснуться. Несколько лет назад была в Египте раскопана гробница фараона Тутанхамона. В ней нашлось множество драгоценных для науки вещей. Но когда археолог взял в руки расшитую бисером туфлю фараона, она рассыпалась в пыль: ведь ей было около 3500 лет от роду. Оставалась еще вторая туфля, и археологи придумали способ сохранить ее и вынести из гробницы. Они обрызгали ее раствором целлулоида. Растворитель улетучился, и туфля фараона оказалась покрытой тонкой, но прочной пленкой прозрачного целлулоида.
Лет 70 назад академик Радлов привез с Алтая необычайную вещь - расписной кожаный халат, которому 2 тысячи лет. Он был найден при раскопках в Катанде в ужасном состоянии: кожа истлела, покоробилась, толстый слой грязи покрывал ее. Так и лежал халат в кладовой музея до позапрошлого года, пока за него не взялись реставраторы. Они распороли халат по швам, промыли его, пропитали кожу смягчающими веществами, и она снова стала эластичной. После промывки стала хорошо видна яркая раскраска. Потом халат снова сшили. Теперь он висит в одной из музейных витрин, привлекая внимание посетителей своей превосходной «сохранностью».
Чрезвычайно любопытные опыты проводятся со стеклянными предметами. Оказывается, во многих старинных стеклянных предметах происходит болезненный процесс «расстекловывания». Суть этой «болезни» отекла таится в сложнейших явлениях коллоидной химии. На старинном флаконе или кубке вдруг появляется сеть мелких жилок, как тонкая серебряная паутинка. Проведите по стеклу пальцем - на коже останется тончайшая стеклянная пыльца. С течением времени весь сосуд рассыплется в пыль, если не принять мер к его спасению. Теперь разработан способ восстановления этих «расстекловывающихся» вещей. Обширнейшая коллекция старинного стекла, хранящаяся в Историческом музее, может себя чувствовать застрахованной от «стеклянной чумы».
Итак, вещь восстановлена. Но не думайте, что она сейчас же, немедленно раскроет перед археологами все тайны своего происхождения и обогатит науку новыми, неожиданными историческими фактами. Так почти никогда не бывает. Ученый накапливает десятки и сотни тысяч фактов, кропотливо изучает особенности узора на глиняных черепках, методы насечки на оружии, сравнивает между собой множество отдельных вещей, обращается к свидетельствам старинных писателей, прежде чем выступит с новыми теоретическими обобщениями. Такова диалектика научной работы: количество накопленных фактов не сразу переходит в новое качество. Но как радостно бывает ученому, когда после долгих лет кропотливой работы он может заявить, что пролил свет на какой - нибудь темный участок, раскрыл особенности той или иной исторической эпохи и тем самым подготовил материал для новых, еще более широких обобщений в области науки о развитии человеческого общества!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.