Вожди Октября

Е Григорьев| опубликовано в номере №297-298, сентябрь 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Незабываемы дни Великой социалистической октябрьской революции. Они навсегда останутся, в летописях истории величественным свидетельством революционного гения, дерзновения и прозорливости...

Октябрьская революция не была результатом стихийной вспышки, стихийного выступления масс. Она не была также плодом конспиративно организованного заговора. Ее подготовила большевистская партия, множеством нитей связанная с миллионными массами рабочих, солдат, беднейших крестьян, опиравшаяся на них и руководившая ими. Ее организаторами и вдохновителями были величайшие мастера революционного руководства - Ленин и Сталин.

* * *

После расстрела Временным правительством рабочей демонстрации в июле 1917 года Ленину пришлось уйти в подполье. Жестокими преследованиями обрушилась контрреволюция на рабочий класс и его большевистскую партию. На фронте была восстановлена смертная казнь. Разоружались революционные полки. Против вождя рабочего класса Ленина была пущена в ход гнусная клевета. На поиски Ленина были мобилизованы не только контрразведка и сыщики Керенского, но и собаки-ищейки, в том числе знаменитая в то время собака «Треф». Его искали сотни добровольных сыщиков из среды буржуазии и контрреволюционного офицерства. Буржуазные газеты бешено травили вождя большевиков.

В то время Ленин, изменив свою внешность, пробирался на Сестрорецкий вокзал. Его провожали Сталин и другие товарищи. В лугах, за озером Разлив, в дикой, болотистой местности скрывался Ленин в течение полутора месяцев. Отсюда он давал указания партии, писал статьи. Сюда приезжали к нему из Петрограда боевые товарищи.

В то время людям недальновидным могло показаться, что рабочий класс потерпел поражение, что революционные силы разбиты. На самом деле загнанная в подполье революция накапливала силы. Расстреляв июльскую демонстрацию, буржуазия и ее подлые приспешники - меньшевики и эсеры - расстреляли доверие к себе, ускорили нарастание революционного кризиса.

Ильич в своем шалаше говорил приехавшему к нему с поручением от Сталина тов. Серго Орджоникидзе:

«Власть можно взять теперь только путем вооруженного восстания, оно не заставит ждать себя долго. Восстание будет не позже сентября - октября».

* * *

Осень 1917 года... На фронте стоит под ружьем около 10 миллионов рабочих и крестьян. В окопах, где сгрудились солдаты, грязно и сыро. С тоской думают они о приближающейся четвертой зиме, Которую предстоит провести под орудийным огнем... Только что прошедшая корниловская авантюра обострила классовые противоречия в армии. Большевистские листовки находят на фронте все более горячий отклик.

«Просим господ большевиков, - пишет в сентябре 1917 года с фронта группа раненых солдат, - обратить внимание на господина Керенского - вместе с Корниловым на один крючок. Просим немедленно передать управление в руки народа - совета крестьянских и солдатских депутатов... Товарищи рабочие и солдаты, оружие берегите, пойдемте на Петроград буржуев, коалиционное управление колоть, бить и вешать. Из терпения вышла окопная мука солдата».

В деревнях неудержимо растет крестьянское движение, оно распространяется как огонь по бурелому. Крестьяне выкуривают помещиков из насиженных гнезд. Не помогают карательные экспедиции, которые посылает против крестьян Временное правительство. Крестьяне теряют веру в эсеров, ставших противонародной, противокрестьянской партией. Крестьянское восстание пылает по всей стране, окружая огненными кольцами губернские центры.

В городах разгром корниловщины неизмеримо поднимает авторитет партии большевиков. В Московском и Петроградском советах, где до тех пор господствовали меньшевики и эсеры, впервые проходят большевистские резолюции. Быстро идет вперед вооружение и военное обучение рабочих.

В то же время не дремлют и силы контрреволюции. Корниловщина потерпела провал, но те, кто направлял и вдохновлял генеральскую авантюру, остались. И они готовятся раздавить революцию раньше, чем она успеет подготовиться к решающему штурму. Правительство Керенского намеревается бежать в Москву, отдав Петроград немцам, чтобы немецкими штыками разгромить оплот революции.

Из своего подполья Ленин зорко следит за изменениями в соотношении сил. Он внимательно читает сообщения, которые приходят от его гениального соратника - товарища Сталина, расспрашивает приезжающих товарищей о настроениях рабочих и солдат.

Из Гельсингфорса, куда с наступлением холодов перебрался Ленин, он пишет 12 - 14 сентября в Центральный комитет партии знаменитые письма: «Большевики должны взять власть», «Марксизм и восстание». В этих письмах Ленин призывает партию немедленно начать подготовку к вооруженному восстанию. Он говорит о том, что к восстанию нужно отнестись как к искусству, нужно его организовать.

Вооруженное восстание, необходимость которого была провозглашена уже историческим VI съездом РСДРП (б), проходившим под непосредственным руководством товарища Сталина, становится в порядок дня, становится лозунгом действия.

Речь еще не идет о выборе дня восстания, речь идет о том, «чтобы задачу сделать ясной для партии: на очередь дня поставить вооруженное восстание в Питере и в Москве (с областью), завоевание власти, свержение правительства».

15 сентября ЦК партии обсуждает письма Ленина. На этом заседании выступает предатель Каменев, ставший в дальнейшем вместе со своими сообщниками - Зиновьевым, Троцким и др. - фашистским наемником, изменником родине, врагом народа. Он пытается сбить партию с ее курса на социалистическую революцию, он выступает против вооруженного восстания. Презренный капитулянт пытается помешать рабочему классу взять власть в свои руки для построения социалистического общества. Вылазка Каменева получает на этом заседании решительный отпор.

Уже на второй день после заседания ЦК в центральном органе партии «Рабочий путь» (так называлась в то время «Правда», закрытая под старым названием Временным правительством) появилась статья товарища Сталина.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Спящая красавица

Сказка. Современный вариант