Воздушный лесовоз

Б Смирнов| опубликовано в номере №963, июль 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из глубины темного леса медленно и величественно поднимается аэростат. Кажется, он скоро исчезнет в сияющем утреннем небе... Но, как струны, натянулись сдерживающие тросы. Аэростат, вздрогнув, замер на месте, затем неторопливо поплыл над лесом. Вот так по утрам в течение месяца в Хадыженском лесокомбинате Краснодарского края направлялся аэростат к месту своей работы - глубокому горному оврагу.... На широкой полянке стоят две огромные автолебедки. От них, словно рельсы, над неровной щетиной леса тянутся в горы два стальных каната. А по «рельсам», вернее, над ними, послушный воле лебедок, плавно, как локомотив, движется аэростат. Вот он застывает над оврагом. К грузовому тросу рабочие быстро крепят тяжелое дерево, потом где-то вдали снова включается лебедка и заарканенный ствол взмывает вверх. Две минуты несется дерево над лесом - и опускается на землю, прямо на разгрузочную площадку. Аэростат, разворачиваясь по ветру, отправляется за новым грузом... Не нужно рубить просеки к делянке, прокладывать автомобильные и железные дороги, гонять по горам трелевочные тракторы и лесовозы, занимать погрузкой и разгрузкой десятки людей. Не меньше лесорубов радуются лесоводы: давно известно, что не столько топоры, сколько гусеницы тракторов губят леса. Мало того, что машины давят деревца-подростки - еще при этом разрушается плодородный слой почвы, каждый сантиметр которого природа может восстановить только за тысячу пятьсот лет. У аэростатов-лесовозов большое будущее. Но тот, о котором только что говорилось, - первая ласточка, или, выражаясь языком документов, экспериментальный образец. Месяц его работы был месяцем испытаний. Аэростат летал по своему маршруту, а в это время крутились стрелки динамометров и секундомеров, инженеры строили графики, экономисты считали затраты, метеорологи замеряли скорость ветра, а воздухоплаватели - остатки газа в баллонах. В результате испытаний появилось несколько документов - вот один из них, подписанный доцентом Московского лесотехнического института В. М. Пикалкиным, инженерами института и лесокомбината: «Испытания подтвердили теоретические расчеты о возможности надлесной трелевки с помощью аэростата. Аэростатно-трелевочная переносная установка является вполне реальной и перспективной на рубках леса в горных условиях. Эта система обеспечила полное сохранение подроста и почвы, проста в монтаже, легка в эксплуатации и обеспечивает возможность взятия деревьев из труднодоступных мест». К этому можно добавить, что, по предварительным подсчетам, перевоз аэростатом каждого кубометра древесины на 90 копеек дешевле, чем транспортировка наземными средствами.... Шла война. Над линией фронта часто поднимались аэростаты. В тесной корзине одного из них долгие часы проводил корректировщик В. Пикалкин. Принимая его поправки, точно в цель били наши артиллеристы.

- Кажется, именно тогда я впервые стал доверять аэростатам, - рассказывает Виктор Михайлович Пикалкин, декан факультета лесного хозяйства Московского лесотехнического института. - Позже, сразу после войны, я много летал на последнем советском дирижабле с авиатором инженером Сергеем Алексеевичем Поповым. И тогда мы серьезно задумались о том, что хорошо бы использовать воздушные корабли в лесном деле, прежде всего в трелевке леса, потому что это - самое больное место. Мы стали разрабатывать систему переносной аэростатно-трелевочной установки.

- Почему вы выбрали не дирижабли, а аэростаты?

- Аэростаты дешевле. Правда, аэростаты не управляемы. И нам пришлось придумывать специальную трособлочную систему, приводимую в действие лебедками.

- В каких лесах выгоднее всего использовать вашу систему?

- Наибольший эффект воздушная трелевка дает в горных условиях. В нашей стране почти треть лесов растет в горах, и из них 65 процентов приходится на труднодоступные места - крутые склоны, ущелья. Деревья там гниют на корню, сохнут.

- Почему местом первых испытаний выбран Кавказ?

- В горах Кавказа с вывозкой леса очень серьезное положение. От сплошных рубок и существующих методов трелевки горы «лысеют», нарастает угроза эрозии. А в недоступных районах пропадают ценнейшие леса - дуб, граб, бук, пихта. Как известно, без планомерной выборочной рубки леса страдают.

- Выдержат ли аэростаты-лесовозы непогоду?

- Мы работали при довольно сильном ветре - 29 метров в секунду. В такие дни аэростаты становились даже «сильнее» - сказывались законы аэродинамики.... Снова притаились гигантские серебристые туши в глубине кавказских лесов. На этот раз испытатели выбрали новый район, весь изрезанный горными складками, с большими перепадами высот. Надо проверить новые способы крепления, надо испробовать «тандем» из двух аэростатов, надо попытаться найти лучшую форму оболочек и продумать их «сбрую»... Испытания продолжаются. Каждое утро, роняя прозрачные капли росы, аэростат выходит на работу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ленин идет к Октябрю

17. «Месяцы военного времени» (1905-1906)